Полад Бюльбюльоглу: «На Ильхама Алиева невозможно давить» (эксклюзивное интервью)
Во время истории со сбитым армянским вертолетом, прорвавшимся в воздушное пространство Азербайджана, именно посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу стал одним из тех азербайджанцев, кто активно прорывал информационную блокаду. Практически каждый день интервью, оценки, комментарии посла появлялись в тех или иных ведущих российских СМИ.
Признаем, впервые за многие годы, и даже десятилетия, Азербайджану удалось донести правду о новом инциденте карабахской войны. В этом несомненная заслуга П.Бюльбюльоглу.
Более того, в последние годы Россия из недружелюбного северного соседа превратилась в надежного стратегического партнера Азербайджана. Сегодня от характера и перспектив российско-азербайджанских отношений зависит не только судьба Карабаха и Азербайджана, но и всего Кавказского региона.
Об этом, и не только, мы решили побеседовать с сегодняшним визави haqqin.az Чрезвычайным и полномочным послом Азербайджана в России и народным любимцем Поладом Бюльбюльоглу.
- В последнее время наметилась активность азербайджано-российских отношений. Многие считают это вашей заслугой...
- Знаете, заслуга в успехах внешней политике нашей страны принадлежит одному человеку - президенту Ильхаму Алиеву. Без его направления и указаний на внешнеполитическом поле работать невозможно. Нам очень повезло, что во главе государства в такое смутное, я бы сказал, турбулентное время стоит профессиональный, опытный дипломат. Именно благодаря его политике Азербайджан смог избежать многих катаклизмов.
К огромному сожалению, мы привыкаем к тому, что ежедневно льется кровь. Каждый день где-то погибает десять человек, где-то сто… А ведь это человеческие жизни, которые уже не вернешь. Есть такое изречение, что каждая человеческая жизнь - это целый мир, и очень жаль, что остальной мир так спокойно реагирует на утрату человеческих жизней.
Кто-то из великих сказал, что география – это судьба. Вот вокруг Азербайджана большие страны, бывшие империи - Российская, Османская, Персидская. И конечно, располагаясь в таком окружении, мы вынуждены учитывать интересы этих стран. То, что именно в такой ситуации Азербайджан смог найти свое место в мире, недооценить невозможно. Разумеется, нам, всем азербайджанцам, хочется решения карабахского конфликта, возвращения своих оккупированных территорий. Мне как человеку, предки которого жили в Карабахе, вдвойне обидно, потому что время идет, в будущем году мне исполнится 70 лет… Естественно, в таком возрасте человек задумывается, сможет ли он вновь увидеть свои родные края. Увы, многие карабахцы ушли из этой жизни с горем в душе. С таким чувством покинули этот мир Сулейман Алескеров, Шахмар Акперзаде и многие другие. Иногда думаю хорошо, что этого не увидели Узеир Гаджибеков, Бюль-Бюль, Самед Вургун, Гурбан Пиримов - они бы просто сошли бы с ума.
И сегодня, мне кажется, наступает решающий момент. Мы все должны объединиться, чтобы освободить наши земли - здесь не может быть ни власти, ни оппозиции. Все азербайджанцы должны стать карабахцами. Нужно брать пример у наших злополучных соседей - даже в братской для нас Турции они умудряются организовать лозунги «все мы армяне», «все мы Гранты Динки».
Не может быть Азербайджана без Шуши! И каждый из нас должен это понимать и помнить. У нас есть молодежные организации, и, кстати, когда с ними встречаюсь, постоянно говорю, что все они должны жить Карабахом. При этом время размахивания кулаками на улице прошло. В Москве пару раз были такие инциденты, и мы жестко предупредили их инициаторов о недопустимости этого. Вместо того чтобы драться, лучше берите в руки компьютер - выражайте свое мнение. Надо активизировать работу с молодежью.
- Некоторое время назад министр экономразвития России Улюкаев настойчиво просил Азербайджан вступить в Таможенный союз. Российская сторона продолжает настаивать на этом?
- Никто ничего не просил. Это журналисты исказили слова Улюкаева. Он сказал, что это один из возможных вариантов интеграции. Официальных обращений ни от кого на эту тему не было. Конечно, какие-то намеки могут звучать в прессе, но на официальном уровне никто к нам не обращался. Но вопрос в другом. С тремя странами Таможенного союза у нас большой товарооборот. Это наши традиционные рынки сбыта и если союз действительно нормально заработает, то нам может оказаться это просто выгодно. Другой вопрос, уже политический, что мы не можем быть в одном союзе со страной, которая оккупировала часть наших земель. Хватит с нас СНГ, где мы сосуществуем на определенных условиях. Поэтому первым делом надо решать карабахский вопрос, а потом уже говорить об интеграции.
А с Россией нам надо дружить. Мы соседи, мы близкие народы. Российская культура внесла свой неоценимый вклад в наше развитие, мы через российскую культуру узнали европейское искусство. То есть отношения между нашими странами имеют историческую традицию. И разрывать их ни в коем случае нельзя. Россия - это не только воинствующие генералы и политики. Россия также родина Чайковского, Рахманинова, Глинки, Пушкина, Лермонтова, Толстого. Достоевского, этот список можно продолжать очень долго. Россия - это один из величайших центров культуры мира, и нам как соседям нельзя не воспользоваться этим. Говоря о наших связях, должен сказать, что они с каждым годом носят все более прагматичный и конструктивный характер.
-То есть вы считаете, что ни с чьей стороны диктата в наших отношениях нет?
- Понимаю, что вы имеете в виду. Так вот, никакого диктата с российской стороны ни в политическом, ни в экономическом плане на сегодня нет - я готов подписаться под этими словами. Конечно, есть определенная зависимость всего нашего Южнокавказского региона от России как от самой большой, сильной и вооруженной страны этой части света. Ни для кого не секрет, что в Армении стоит большая российская база, Россия вместе с Арменией входит в ОДКБ. Тогда как Азербайджан закупает вооружение по мировым ценам, Россия поставляет Армении оружие по внутренним ценам. Поэтому Азербайджан не может игнорировать интересы России в регионе.
- Некоторые горячие головы в России осудили нас за поддержку Украины в ходе голосования в СБ ООН, а лично вам выражали свое возмущение?
- Нет. Более того, дипломатические круги России очень адекватно восприняли этот шаг Азербайджана. У меня были встречи с дипломатами на этот счет, и я объяснял, что у нас есть карабахская проблема, и мы выступаем за территориальную целостность всех стран. Во всяком случае. судя по реакции МИД РФ, они спокойно восприняли нашу позицию. А то, что кто-то где- то недоволен - это для нас не показатель. Вот и у нас – мало ли кто что пишет и говорит. Некоторые сайты ловят какого-то эксперта или политолога, которого здесь никто и знать и не знает, и дают ему трибуну. А тот несет такую ахинею, что трудно себе вообразить, но поскольку его представили чуть ли не самым известным российским политологом, и возникает такое разногласие мнений. Вот, например, ситуацию со сбитым в Нагорном Карабахе вертолетом каждое издание представляло по-своему. Писали, что чуть ли не американцы приложили к этому руку, или Россия заказала...
Но никто не пишет, что это был военный вертолет, который находился в атакующей позиции на оккупированной территории. И был сбит – как это положено по всем правилам военного времени. И решение его сбить принял непосредственно командир расчета. Он не обязан согласовывать это решение ни с Верховным главнокомандующим, ни с министром, а делает все сам, исходя из создавшейся ситуации. Кстати, в это время, министры обороны Азербайджана и Армении находились в Москве на встрече глав военных ведомств СНГ. Никто не хочет искать первопричины. Уберите войска с оккупированной территории - не будет военных действий. Это территория принадлежит Азербайджану – и никаких военных учений там проводиться не может. Перед началом этих учений и МИД Азербайджана и Минобороны сделали заявления о недопустимости их проведения – однако их все равно провели. Словом, надо устранять причину, а потом говорить о последствиях. Война еще не закончена, и я везде говорю, что пока мы не освободим свои территории, будем продолжать бороться.
- Почему же Россия как сопредседатель не выражает свое мнение по этому поводу?
- Не сомневайтесь, и высшее руководство России, и ее дипломатия прекрасно знают, кто оккупировал азербайджанские земли. Москва последовательно выступает за территориальную целостность Азербайджана и не признает так называемую НКР. Россия многократно инициировала встречи на высшем уровне. Именно в Москве была подписана Майндорфская декларация. Иногда кажется, что вот еще чуть-чуть и благоразумие возобладает, но увы… пока вопрос не решается из-за маниакального упрямства противоположной стороны.
- На прошедшем недавно в Казани Втором общественном форуме «Евразийская интеграция: достижения и проблемы» организаторы убеждали представителей Азербайджана в том, что карта, показанная в видеоролике, была предварительно согласована с представителями посольства Азербайджана в России?
- Все это абсолютная ложь. Недавно корреспондент АПА Фарид Акперов провел интервью с организатором этого форума сенатором Андреем Климовым, в котором он полностью опроверг эту информацию. Даже не хочу говорить об этой ерунде. Кому интересно, пусть почитают данное интервью, оно опубликовано в азербайджанской прессе. Но в связи с этим инцидентом хочу сказать вот что. У многих журналистов, как бы это правильней выразить, есть завышенные ожидания от работы посольства. Мы всего лишь дипмиссия в огромной стране, с огромным политическим ландшафтом. И мы не можем вмешиваться во внутренние процессы страны пребывания. Мы можем только их отслеживать и в некоторых экстренных случаях высказывать свое мнение, что мы, как правило, и делаем. Но бюрократическая система, как и во всех странах мира, работает не так быстро, как хотелось бы.
- Многие в Азербайджане остались недовольны визитом Жириновского в Баку, а как вы к нему отнеслись?
- Вы же знаете, что он сказал, приехав из Баку: «Самый красивый город, самая лучшая республика, самый лучший президент!» Разве этого мало?
- А как быть с его более ранними речами?
- Жириновский политик эмоциональный. Он такой человек. Если хотите – это его имидж. До этого он неоднократно просил устроить ему поездку в Баку. На что получал ответ: «Как вы можете поехать в Баку после таких высказываний?!» Он все равно говорил: «Хочу увидеть Баку своими глазами. Почему вы меня не пускаете туда?».
Вот приехал, сам увидел наше развитие. Мне рассказывали, что во время посещения бакинской школы он был поражен уровнем знания русского языка. Ведь у многих в России неправильное представление об Азербайджане. Несколько лет назад, когда мы снимали вторую часть «Не бойся, я с тобой», родители многих молодых актрис не пускали их Баку, дескать, там война, стреляют. Но побывав в Баку, они были просто поражены красотой нашей столицы. Так что нам надо усиливать пропаганду нашей страны. Нам надо все время говорить о нашей богатейшей культуре, музыке, достижениях. Ведь выросло новое поколение, которое ничего не знает о нас.
- Отношения между Азербайджаном и Россией прошли сквозь многие испытания. Как сегодня складываются отношения между лидерами наших стран?
- Между Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным сложились прагматичные и дружественные отношения. Об этом говорят их последние встречи в Баку, в Сочи, в Астрахани. Много встреч в различных форматах были и во время первого президентского срока Путина, а также в бытность его премьер-министром. Так что они давно и хорошо знают друг друга.
Наш президент построил такую политику, что давить на нас невозможно, если, конечно, не войной пойти против нас. Я вам откровенно скажу, что за 8 лет моей работы в Москве никто и никогда на меня не оказывал давления. Азербайджан совершенно независимая страна. Но при этом мы уважаем интересы наших соседей, особенно России, с которой мы прожили 200 лет вместе. Точно так же мы не можем не учитывать интересы Ирана, Турции, Грузии. По-другому и быть не может. Ильхам Алиев уже 11 лет руководит государством, и он как опытный политик выстроил партнерские отношения со всеми соседями. Кроме одних…но это уже не его вина.
- А с армянскими дипломатами вы здесь как-то общаетесь?
- Приходится, мы же дипломаты. У меня сложились нормальные отношения с бывшим послом Армении в Москве Арменом Сбатяном, так как мы оба творческие люди, композиторы, бывшие министры культуры и знали друг друга еще со времен Советского Союза. Большую роль в этом сыграл наш общий друг, тоже бывший министр культуры Михаил Швидкой.
Вы, наверное, знаете, что нам удалось дважды организовать миротворческую миссию, мы побывали в Карабахе, Ереване и в Баку. Думаю, не надо объяснять. с какими рисками и трудностями это было связано. Теперешний посол Олег Есаян родом из Карабаха. Он учился в Баку, прекрасно говорит на азербайджанском. Так что нам есть о чем поговорить…
Баку всегда был интернациональным городом. Мы никогда не разделяли людей по национальностям. В советское время нам никто не говорил о резне азербайджанцев в Баку, Губе и других регионах Азербайджана. Мы об этой трагедии нашего народа только после развала СССР узнали. Тогда, в советское время, эта тема была табу. Мы все росли и воспитывались в густозаселенных бакинских дворах и никто никого не спрашивал, какой ты нации. И если бы не случилась эта катастрофа, со времени которой минуло уже более 20 лет, мы бы и сейчас продолжали жить так же. А вообще ни мы, ни армяне из этого региона никогда не уйдем. И этот конфликт когда-нибудь закончится - рано или поздно все войны заканчиваются миром, и все равно нам придется жить рядом. Поэтому СМИ не должны культивировать ненависть, межнациональную вражду. Вот сейчас армяне заявляют, что приедут на Олимпиаду в Баку, а до этого они приезжали на борцовский турнир. Знаю многих азербайджанцев в России, которые имеют совместный бизнес с армянами.
- Недавно мы писали о неудовлетворительной работе азербайджанской диаспоры в Украине, а здесь, в России, как обстоят дела в нашей диаспоре?
- Не хотелось бы обидеть представителей нашей диаспоры, однако здешняя диаспора не далеко ушла от диаспоры в Украины…
- Продолжительное время вы были министром культуры Азербайджана. Сейчас, как вам известно, развернулась обширная полемика о том, какому народу принадлежит право называть лаваш своим?
- Как сказал в одном из своих стихотворений печальный философ Лермонтов: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»... Ведь лаваш издревле изготовляли арабы, персы, те же самые грузины пекут хороший лаваш. А турки донар во что заворачивают? А люля-кебаб с чем едят? Я удивляюсь, турки, персы, грузины молчат, а вот армянам почему-то захотелось выдать лаваш за свой. Смешно, ей-Богу. Да и долму готовим и мы, и армяне - теперь что, начнем войну из-за долмы? Вот здесь именно нам надо проводить работу. Ну, хорошо, армяне объявили лаваш своим, а что нам мешает в ЮНЕСКО объявить дюшбара национальным блюдом. В конце концов можно было бы объединиться туркам, персам, армянам, грузинам, нам и объявить лаваш региональным блюдом. Кроме того, наше представительство при ЮНЕСКО должно было просветить тамошних чиновников и объяснить суть дела. Превращать этот вопрос в яблоко раздора, думаю, неразумно. Это не тот предмет, из-за которого стоит спорить. Просто не знаю - смеяться или плакать…
- Визиты каких российских официальных лиц в Азербайджан предстоят в ближайшее время?
- На стадии подготовки визиты губернатора Подмосковья господина Воробьева, губернатора Ленинградской области господина Дрозденко, президента Башкортостана Рустэма Хамитова. Практически поездки высокопоставленных россиян в нашу страну осуществляются постоянно. Превалируют прагматичные деловые отношение: Азербайджан сегодня - стабильное государство, и все хотят иметь с ним дело. У нас, как теперь принято говорить на западе, - устойчивое развитие. А было время, я его хорошо помню, когда МФВ, от кредитов которого мы зависели, диктовал свою разрушительную политику. Славу Богу, эти времена остались позади, и мы ни от кого не зависим.
- Как вы думаете, Турция все же откроет границы с Арменией?
- Не могу что-либо сказать за турецких руководителей. Я же посол в Москве, а не в Анкаре. Конечно, здесь надо понимать, что на Турцию оказывается огромное давление, и, безусловно, если бы не принципиальная позиция Ильхама Гейдаровича, все могло бы быть по-другому. То же самое касается и цюрихских протоколов, когда президент проявил невиданную твердость и смог отстоять интересы Азербайджана.