Азербайджан не смог забыть нефть наша аналитика

Мамед Эфендиев

Уже долгое время власти Азербайджана утверждают, что экономика страны все меньше и меньше зависит от нефтегазовой составляющей, а доля ненефтяного сектора в ВВП даже стала превалировать над нефтянкой. А оппозиция и некоторые международные организации, наоборот, твердят, что страна все еще сохраняет зависимость от нефти. Кто же прав - и с той, и с другой стороны делают официальные заявления, приводят свои обоснования?

Однозначно ответить на этот вопрос несколько сложно, это зависит от того, с какой позиции его рассматривать. Так, в январе-августе этого года объем ВВП Азербайджана составил 36027,6 млн манатов, или 34380,8 млн долларов ( 1,0479 AZN за 1 USD). В сопоставимых ценах это на 4,2% выше объемов ВВП за аналогичный период 2014 года (39130,4 млн манатов). При этом реальный ненефтяной ВВП за 8 месяцев вырос на 7,3%, а нефтяной ВВП – упал на 0,1%. Удельный вес ненефтяного сектора в ВВП вырос за последний год на 11% процентных пунктов. В целом же удельный вес ненефтяного сектора в ВВП вырос за последний год с 57,5% до 68,4%. А доля нефтяного сектора в ВВП составила 31,6%, что на 0,1% меньше по сравнению с прошлым годом. Для сравнения отметим, что в январе-августе 2011 года ненефтяной ВВП оказался равен 49,2% общего ВВП.

Ненефтяной сектор в стране действительно растет более высокими темпами, чем нефтяной.

А теперь обратимся к данным Государственного таможенного комитета, как к более точным, так они составляются на основании показаний счетчиков, таможенных деклараций, достоверность которых не вызывает такого сомнения, как, скажем, данные Госкомстата. Правда, эти данные отражают показатели экспорта и импорта, а не ВВП. Но эти цифры как раз представляются более реальными, чем виртуальный ВВП.

Объем экспорта Азербайджана за 8 месяцев с начала года сократился на 46,69%, а объем импорта увеличился на 5,09%. Открыто указывается, что резкое сокращение объема экспорта связано с падением цен на нефть. Спад доходов от экспорта нефти составил 51,29%, нефтепродуктов - 38,38%, природного газа - 29,17%. Но львиную долю в экспорте страны по-прежнему занимают нефть, нефтепродукты и газ.

Так, на нефть за 8 месяцев пришлось 78,14% экспорта, а в недалеком 2011 году, с которым мы начали сравнение, этот показатель составлял 86,62%. Разница превышает 7%. Частично это, конечно, объясняется спадом добычи нефти в стране и снижением спроса на нее на мировом рынке. Но надо отметить пусть и не столь значительный, но все же рост экспорта и ненефтяной отрасли. В то же время весь ненефтяной сектор по объему экспорта все еще  не может сравниться не только с  нефтью, но и с нефтепродуктами (6,53% всего экспорта) вместе с газом (почти 2%).

А вот теперь, имея на руках конкретные цифры, попробуем сравнить зависимость экономики страны от нефтянки. Отметка в 68,4% ВВП выводит ненефтяной сектор страны в лидирующую сферу экономики. А если вспомнить, что совсем еще недавно такую же долю в росте экономики страны занимала именно нефтянка, то скачок ненефтяной отрасли особенно заметен. Значит ненефтяная сфера действительно развивается большими темпами, чем нефтяная, и официальные власти правы, подчеркивая этот фактор.

Но с другой стороны, простая арифметика показывает, что на нефтегазовый сектор страны приходится около 87% всего экспорта. Значит, оставшиеся 13% - доля в экспорте ненефтяной сферы. А это уже, конечно, очень низкий показатель, свидетельствующий о том, что экспорт страны по-прежнему зависит от нефтегазового сектора. Получается, правы и оппоненты официального Баку, утверждающие, что нефтезависимость экономики страны остается.

Но тогда возникает какой-то парадокс - не могут же быть правы представители двух противоположных взглядов. Оказывается, могут. Наши, не имеющие аналогов чиновники, пытаясь угодить начальству и побыстрее отрапортовать о выполнении указания главы государства, опять сделали одно, позабыв о другом.

Да, долю ненефтяного сектора в ВВП удалось значительно увеличить, и это факт отрадный. Рост в сельском хозяйстве, добывающей и прочих отраслях промышленности, в сфере услуг действительно радует. На внутреннем рынке все эти успехи видны невооруженным взглядом. Но вот беда, добившись этого успеха, чиновники успокоились, решив, что задание президента Ильхама Алиева они выполнили до конца. И полностью позабыли о том, что все производимые товары и оказываемые услуги приобретают особую ценность, когда они находят выход за рубеж. Именно экспорт приносит славу экономике за пределами страны, именно экспорт приносит стране необходимую ей валюту.

Откуда же знать бедному чиновнику такие сложные вещи? А это вот незнание и привело к тому, что сегодня независимые эксперты полностью запутались. Власти придерживаются показателей ВВП, оппозиция – экспорта, а середины вроде и нет. Каков же выход из создавшейся ситуации? Видимо, пора вновь вмешаться в дело главе государства – чиновникам для дальнейших действий необходимо указание об увеличении объема экспорта. Правда, одного чиновничьего порыва для этого будет недостаточно, придется повышать качество производимых в стране товаров и оказываемых услуг. Да, качественные показатели надо будет поднять до уровня количественных. Но справятся ли с этим наши чиновники?