Вице-премьер, министр энергетики Грузии Каха Каладзе хорошо знаком азербайджанскому читателю своими несуразными заявлениями, пика которых он достиг пару месяцев назад. В сентябре он провел тайные переговоры с «Газпромом» по поставкам в Грузию дополнительных объемов газа, что вызвало бурю возмущения в стране и недоумение в соседнем Азербайджане. Не говоря уже о его переговорах по поставкам в свою страну иранского газа через Армению. Вопрос взбудоражил общественность до такой степени, что в дело пришлось вмешаться не только президенту и премьер-министру Грузии, но и самому влиятельному политику в Грузии Бидзине Иванишвили.
Все это несколько снизило накал страстей, постепенно все стали забывать и о Каладзе, и о его авантюрных заявлениях. Но это, видимо, не устраивает самого вице-премьера и министра в одном лице, или те силы, которые за ним стоят. Теперь он высказался за единую региональную энергетическую сеть с участием его страны, России и Турции, Азербайджана и Армении.
Всякому, кто хоть немного знаком с ситуацией на Южном Кавказе, такое предложение может показаться немыслимым. Каковы отношения сегодня России с Турцией, Азербайджана с Арменией, думается, разъяснять нет смысла. Не лучше отношения и самой Грузии с Россией. Но предложение прозвучало не где-нибудь, а на форуме Энергетической хартии в Тбилиси. А поскольку его озвучил вице-премьер и министр в одном лице, то это можно считать официальной позицией Тбилиси, хотя верится в это с трудом – иную позицию не раз высказывали до этого и более высокопоставленные грузинские руководители.
Тогда что же это, неужто авантюра? Похоже. Помнится, еще три года назад, завершая футбольную карьеру, Каладзе произнес слова, которые сегодня могут пролить свет на характер и причины подобных его высказываний. А сказал он вот что: «После 18 лет в футболе я решил завершить карьеру... Я начну новую авантюру, так как я решил податься в политику», - заявил тогда Каладзе журналистам.
Многим может не совсем ясно, с какой целью были сказаны эти слова тогда. До этого бывший защитник итальянского клуба "Дженоа" Каха Каладзе попал под подозрение итальянской полиции за участие в договорных матчах. Но тогда он вышел чистым, может, потому и заговорил об авантюре. А зачем он политику назвал новой своей авантюрой, можно догадываться уже из последующих шагов Каладзе.
Примерно в то же время тбилисский городской суд принял решение по делу о незаконном финансировании предвыборной кампании, согласно которому бывший футболист и кандидат в мажоритарные депутаты от «Грузинской мечты» Кахи Каладзе был оштрафован. Кроме того, суд удовлетворил ходатайство Службы государственного аудита (СГА) об аресте активов Каладзе, в том числе компании «Кала Капитал». Данная компания наряду с другими активами была владельцем 78,21% акций «Прогресс Банка». По сообщению СМИ, арестованное имущество Каладзе также включало девять автомобилей различного типа, в том числе, несколько автомашин высшего класса, включая Роллс-ройс. По словам его адвоката, самый дорогостоящий автомобиль среди арестованных машин оценивался в 200 тыс. долларов США.
Став министром энергетики и природных ресурсов Грузии, Каха Каладзе выразил солидарность и поддержку Украины в ситуации с угрозой введения российских вооруженных сил: «Россия начинает такой же сценарий, как и в 1992-1993 гг. - в Абхазии и в 2008-м - в Грузии, что спровоцировало трагические последствия. Этот сценарий вторжения повторяется вновь, теперь – против нашей дружественной страны, Украины».
А спустя всего пару лет он раскрывает объятия «Газпрому», который в Грузии ассоциируется с правительством той России, против которой он так резко высказывался совсем недавно. Еще два месяца понадобилось ему, чтобы «переквалифицироваться» в энергетика и предложить объединение энергосистем враждующих сторон.
Да, на первый взгляд у него все выходит гладко. На сегодня Грузия завершила строительство ЛЭП-500, связывающей ее с Азербайджаном, восстановила ЛЭП-500 между Грузией и Россией, намечен ввод в эксплуатацию ЛЭП-500 с Арменией. Среди важнейших проектов - установление обмена электроэнергией между Грузией и Турцией, к которому подключается и Азербайджан. И логичным кажется создание единого регионального энергетического рынка. И с центром, как можно догадаться, в Тбилиси.
Но региональный энергетический рынок – это не футбольное поле, где у Каладзе неплохо все получалось. Здесь в первую очередь надо исходить из политической ситуации. Если Россия сегодня разрывает действующие и проектируемые экономические механизмы с Турцией, о каком объединении их энергосистем на этом фоне можно говорить? Если сегодня Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, какая из этих сторон может пойти на такое соглашение? И как в самой Грузии воспримут желание своего министра «за уши притянуть» в страну РАО «ЕС России»?
А может как раз в политике и кроется все дело. Обратите внимание, с каким упорством притягивает Каладзе в Грузию все энергетические компании России. Вначале "Роснефть" скупает акции у бизнесмена Давида Якобашвили и получает доступ в нефтяную сферу страны. Затем начинаются известные переговоры с «Газпромом», на которые остро среагировали даже в США. В частности, посол США в Грузии Ян Келли заявил по этому поводу, что Тбилиси не должен давать возможность какому-либо государству иметь рычаги давления на него в плане обеспечения энергетической безопасности.
Но Каладзе, пожалуй, первый грузинский министр, который не испугался грозного окрика с Запада и продолжает предлагать северной державе очередную энергетическую сферу страны. Но все же, нам сложно ответить на главный вопрос – это авантюра самого Каладзе либо согласованная политическая игра? На этот вопрос мы сможем ответить в самое ближайшее время…











