Давайте вернем бакинских евреев!

Мира Гасанова

Так вышло, что уже в который раз некоторые народы в силу сложившихся обстоятельств оказались разбросанными по всему миру. Распад великой страны, падение Железного Занавеса и глобализация, экономический коллапс полностью видоизменил демографический окрас национального состава большинства республик бывшего СССР.

Ныне же, вследствие предoставленных возможностей, и молодежь оказывается за пределами евразийского пространства – едут учиться, работать, строят семьи с иностранцами, занимаются бизнесом в  самых разных уголках планеты. 

К счастью, новый технологический век позволяет разбросанным во все концы мира бывшим соотечественникам поддерживать связь и с бывшей родиной, и  друг с другом. В то же время они имеют информацию о происходящих событиях на  бывшей  родине, и даже возможность принимать участие в них в той или иной степени. Некоторые, конечно, с учетом изменения  экономической и политической ситуации в лучшую сторону, возвращаются, однако это имеет спорадический и хаотичный характер.

Но чаще всего покинувшие родные края приезжают в гости ненадолго, раз в несколько лет, ходят по родным улицам, радуются изменениям, хотя многого уже и не узнают. Посещают места последнего пристанища похороненных тут родителей, что является непоколебимым фактором связи с родиной. 

Жизнь и судьба Далина

На примере одной семьи  бакинских  эмигрантов хочу привлечь внимание читателя к давно волнующей меня теме массового оттока интеллектуального капитала Азербайджана, которое пестовалось многие годы советской власти, и, несомненно, сыграло решающую роль в развитии науки и культуры, экономики и промышленности, и прочих  отраслей.

Гостившая в Баку моя подруга Алла, которая является бакинкой во 2-м, а ее дети – в третьем поколении, была в числе последнего потока эмигрантов. Она - дочь известного ученого,  одного из основоположников нефтехимической науки, академика Марка Александровича Далина, дважды лаурета  Госпремии, награжденного самыми высокими орденами и СССР,  и независимого Азербайджана – орденом Ленина и орденом «Шохрет», причем из рук Гейдара Алиева.

Академик Марк Далин родился в Баку в 1906 году. Родители его перебрались сюда в 1902 из Прибалтики.  Отец его был инженером, строителем – железнодорожником, и его пригласили, как впрочем, и многих других специалистов, в город, который бурно развивался и имел огромную потребность в профессионалах своего дела. Наряду с дедом Аллы сюда приехали  семьи  его сестры, брата, двоюродного брата, т.е. вся родня. Его семья получила здесь 7-комнатную квартиру напротив кукольного театра и высокую зарплату. Здесь  родились и стали бакинцами его дети, они получили образование, женились, пустили корни. Баку стал для них, как и для  многих других переселенцев, родным и любимым городом, одним словом – родиной.

Не из прихоти, а в связи со сложившимися обстоятельствами, наряду со многими другими бакинцами, семья  Аллы после смерти отца покинула Баку.

Ныне она живет в Мюнхене, сын ее со своей семьей – в Америке, другой сын – в противоположной части Германии, близкие друзья – кто в США, кто – в Канаде, кто – в Израиле и т.д.  Приезжает она и ее муж раз в несколько лет в Баку, ходят по родным улицам, радуются изменениям, хотя многого и не узнают. Посещают места последнего пристанища родителей, которые навсегда упокоились здесь. Здесь, на 1-й аллее почетного захоронения похоронен академик Марк Александрович Далин,  недалеко – на еврейском кладбище в Ясамальском районе  его брат, сестра, вся родня.

Еврейский бум в Баку

Каждый раз, когда она приезжает в Баку, я бываю с ней вместе. Побывала  с ней на еврейском кладбище. За те 4 года, что прошли со времени нашего последнего похода, многое изменилось и тут. Ныне это кладбище – в запустении, все заросло бурьяном, даже тропинки сложно найти, приходилось перепрыгивать через могильные камни, и не было свежих могил

Что, конечно же, говорит само за себя – видимо, евреев в самом интернациональном городе бывшего СССР  уже совсем не осталось. А ведь на протяжении более ста лет сначала со всех концов мира, а потом и СССР,  многие из них стремились в этот прекрасный уголок земли в поисках лучшей жизни, которую, сказать по правде, и нашли, но и отдали ей немало. Предки  Аллы и их сородичи приняли Баку, как родину, да и Баку ответил им взаимностью.

Гуляя же ныне  по здравствующему  и  «мертвому»  Баку, мы истинно сожалели, что второй нефтяной бум Азербайджана не вызвал  того же эффекта, что и 100-150 лет назад. Хотелось, чтобы Баку вновь заиграл разноцветьем наций, чтобы на улицах можно было увидеть потомков Ландау, Ротшильдов, Нобелей, Гинзбургов, Гурвичей, Коганов, Берковичей, Соскиных, Гусманов, Койфманов, Рубенчиков, Бобровицких, и не в виде гостей города, а его постоянных жителей.

Все эти мысли дали пищу для размышлений, и я призадумалась о былом, нынешнем и грядущем нашего города. Ведь в конце 19 века, когда в Баку началась промышленная добыча нефти, появились рабочие места и потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах, возникла и необходимость  в привлечении  сюда специалистов. Население города росло за счет приезжих специалистов, рабочих и предпринимателей. Наряду с этим развивалась интеллектуальная жизнь, и значительное место в ней занимала быстро увеличивающая свою численность еврейская община. Из 238 юристов и адвокатов, зарегистрированных в Баку в 1912 году, 75 были евреями, а из 185 практикующих врачей – 69.  В то же время они  активно включились в деловую жизнь Баку.  Бесспорно, наряду с  бакинскими нефтепромышленниками значительную роль в развитии Баку сыграли  инвесторы-иностранцы . Наряду с  вложением капитала и привлечением высококлассных специалистов, они меняли и лицо города. Баку конца 19-начала 20 века превращался в  один из центров европейской куьтуры.

Так, одним из первых еврейских торговцев-промышленников был купец первой гильдии Хаим Штейнер, крупнейший поставщик риса. В 1860 году им была сооружена в Баку первая механическая мельница с железнодорожными ветками.

Первая еврейская нефтяная компания "Дембо и Коган" была основана в конце 70-х годов российскими евреями. Они построили керосиновый завод и провели нефтепровод от промыслов в Балаханах до Черного города.

Представителями еврейского капитала являлись также фирмы "Ицкович", "Братья Коган", "Каплан и Лев", "Шриро", "Л.М.Лейтес", "Григорий Белаке". Но особым масштабом выделялись "Поляк и Бейлин" и "Братья Дембо". Первая из них занималась торговлей нефтепродуктами на Волге,  второй фирме удалось создать сильный производственно-финансовый комбинат по экспорту бакинских нефтепродуктов, и почти все еврейские нефтяные фирмы стали ее контрагентами.

В 1880-х годах необычайно высокие темпы развития и баснословные прибыли Бакинского района заинтересовали парижский банкирский дом "Братья Ротшильд". В том же году при финансовом обеспечении А. Ротшильда и активном участии А. Бейлина и Г. Поляка было учреждено еврейское общество "Мазут". Последовавшее в 1898 году соглашение с Л. Н. Нобелем способствовало организации объединения "Нобель-Мазут", которому удалось практически монополизировать весь сбыт российской нефти, в 1907 была создана совместная компания "Шелл", которая  вскоре стала одной из самых могущественных в мире корпораций. Но трамплином для ее взлета явились предприятия Ротшильдов в Баку. На заработанные в Баку деньги Ротшильды  проложили первый магистральный нефтепровод Баку–Батуми. И в “Каспийско-черноморском нефтепромышленном и торговом обществе” ведущие позиции занимали евреи.

Следующие перемещения в Баку происходили в период первой и второй мировых войн. 

Приняв Баку в качестве своей отчизны, лица некоренной национальности пережили здесь НЭП, коллективизацию и индустриализацию, страшную и кровавую Великую Отечественную войну, принимали участие в восстановлении разрушенного хозяйства. Они вносили свой вклад в развитие науки, культуры и искусства Азербайджана, в развитие геофизической и геологической науки.

В 1969 году, согласно Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало около 42 тысяч ашкеназских евреев. Многие представители еврейских предпринимателей были яркими, неординарными личностями, прогрессивно мыслящими, стремящимися к обновлению жизни соотечественников. Они создавали вокруг себя благотворную интеллектуальную среду, вовлекая способную молодежь, лучших представителей своего народа.

К. В. Быховский, М. Лейтес, А. А. Гухман, И. М. Зиманен, С. Л. Ицкович, Д. Ландау и другие - еврейские бизнесмены, талантливые инженеры и техники, высокообразованные архитекторы, строители, врачи, педагоги, ученые принимали участие в благотворительной деятельности, организации помощи неимущим слоям населения, в благоустройстве города.

Баку без антисемитизма

Город Баку был вообще в свое время крупным еврейским центром, где своеобразно развивалась и била ключом еврейская общественная жизнь. В Баку того оголтелого антисемитизма, как, положим, на Украине, в ряде областей России, не было и быть не могло. Горожане гордились тем, что их называли особой нацией - "бакинцы", олицетворяли собой солидарность множества близких по духу и отношению к жизни людей. Бакинцы славились гостеприимством, готовностью прийти на помощь, необыкновенно доброжелательной атмосферой, где плохим тоном считалась национальная и религиозная предубежденность.

В 1972 году СССР разрешил репатриацию евреев в Израиль. Тонкой струйкой евреи двинулись на «землю обетованную». До 1979 года из Азербайджана выехало примерно три тысячи евреев.

Начавшаяся горбачевская перестройка привела к непредсказуемым последствиям. Нестабильная политическая обстановка и экономический спад, возникший в результате перестройки и распада СССР, привели к оттоку еврейского населения в более благополучные страны.

Завершив небольшой экскурс в историю Баку и развития нефтяной промышленности, что, несомненно, невозможно было без людей, творящих  эту историю, на примере  участия в этих процессах лиц  лишь одной национальности,  можно убедиться  в значении интеллектуального потенциала страны для решения поставленных задач.

Давайте возвращать евреев!

К сожалению, ныне Азербайджан, как и другие страны с общей историей, попал в кадровый вакуум. Отсутствие интеллектуального потенциала чувствуется повсюду -  и в образовании, и в здравоохранении, и в науке, и в  отраслевых  областях. Высокие технологии вкупе с блеском нового Баку ничего не значат без профессионалов высокого качества, а являются выкидыванием денег на ветер. Диагностический центр или  научная лаборатория с суперсовременным оборудованием, но  без  грамотного специалиста, в итоге превращается в обычную бутафорию и бессмыслицу.

Разработка концептуальных программ  по подготовке кадров в стране, имеющей   высокие доходы, должна носить  стратегический характер.

Если школа и ВУЗ  не могут  выполнить своей прямой обязанности - подготовки образованного, грамотного специалиста, то  и все сферы жизнедеятельности страны  станут постепенно вымирать.

Понимаю, нельзя в одночасье восстановить разрушаемое годами. Но, считаю, есть выход для  переходного периода. Страна - богатейшая, денег много, полно новостроек с пустыми квартирами. Почему бы не пригласить высокие умы всех специальностей и любых национальностей, дать им жилье, высокую заработную плату, дать им научные лаборатории, клиники, школы, институты, поставить задачу, и уверяю вас, через 10 лет Азербайджан восстановит былую славу интеллектуального центра и утолит кадровый голод. 

Даже в самой бедной семье ничего не жаль для образования любимого отпрыска. А почему страна столь  безразлична к будущему нации?  Ведь  основной ресурс любого народа – это человек, а  нефть – лишь средство. Нефтедоллары, в конечном итоге, должны стать  орудием для развития интеллектуальной нации и социальной защиты.

Тем более, что наши бывшие соотечественники проявляют большой интерес к процессам в Азербайджане и многие из них имеют желание при создании соответствующих условий (создавал  же их и дореволюционный, и советский Азербайджан)  вернуться в город,  с которым их связывают теплые воспоминания, где их приняли, как родных, и где могилы их предков.

P.S. Мы предлагаем правительству всерьез подумать над концепцией возвращения высококвалифицированных специалистов, некогда, в тучные нулевые покинувших страну. Теперь настал их час – азербайджанская наука и экономика сильно нуждаются в таких специалистах. И мы готовы взять на себя проведение общественной кампании по возвращению в Баку вот этих самых специалистов, в которых нуждается вставший с колен Азербайджан. Пора создавать интеллектуальную элиту и мозговые центры в стране, которую президент называет ведущим государством региона. Подумайте над этим, господа из правительства!