И российский газ пойдет по азербайджанской трубе? По следам заявления Чавушоглу

Мамед Эфендиев, отдел экономики

Потепление отношений между Москвой и Анкарой вновь актуализировало проблемы проекта «Турецкий поток». План, предложенный президентом РФ Владимиром Путиным в конце 2014-го в ходе его визита в Турцию, был заморожен осенью прошлого года после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским истребителем. Но во время августовского визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию все проблемы между двумя странами, в том числе и по «Турецкому потоку», были решены. Стороны договорились о совместной реализации проекта на территории Турции, когда 50% строительства придется на Турцию и 50% - на Россию, хотя ранее «Газпром» такие условия не принимал.

Обозначил Эрдоган еще одну важную деталь: «Турецкий поток» будет иметь две нитки - по одной газ будет поставляться для внутреннего потребления Турции, а другая будет задействована для поставок газа в Европу.

Ранее разговор шел о четырех ветках по 16 млрд кубометров в год, две из которых предназначались исключительно для Турции. А вот глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в прямом эфире турецких телеканалов уточнил, что посредством «Турецкого потока» Анкара будет закупать для собственных нужд лишь 16 млрд кубометров российского газа в год, остальные объемы (еще 16 млрд кубометров) через территорию Турции могут быть экспортированы по трубопроводу… TANAP за счет его технического присоединения к «Турецкому потоку». Турция рассчитывает к 2018 году завершить интеграцию «Турецкого потока» и Трансанатолийского газопровода (TANAP), отметил министр.

Такое заявление не могло остаться без внимания. Если предназначенные для Европы 16 млрд кубометров еще надо согласовать с ЕС, то присоединение российской трубы к азербайджанской – это уже вызов. Да, для Чавушоглу оба проекта могут быть одинаково интересными, так как имеют для Турции важное геополитическое и еще более важное экономическое значение. И в порыве душевной щедрости, считая оба проекта родными, он действительно мог подумать: а почему бы не присоединить две трубы друг к другу. К тому же вскоре выяснилось, что Чавушоглу это заявление ни с кем не согласовывал.

В ЕС и консорциуме TANAP дипломатично заявили, что не готовы дать комментарии по этому поводу. Даже МИДы Турции и России отказались от комментариев в связи с «отсутствием деталей». А азербайджанская сторона просто промолчала.  

С чем же можно связать столь скандальное заявление главы турецкого МИД. Чавушоглу слишком опытный дипломат, чтобы случайно допустить такую оплошность. И в самом деле, подобные предложения были слышны еще до инцидента со сбитым самолетом. Но это были мнения экспертов, связанные с возможностями решения проблем с экспортом российского газа в юго-западную Европу, на что до сих пор нет согласия Еврокомиссии. Кроме того, и TANAP, и весь проект «Южный газовый коридор» имеют своих акционеров, которые и определяют их политику, но не являются собственностью Анкары, чтобы она могла единолично решать проблемы этих проектов.

Это заявление в лучшем случае можно было бы воспринять как предложение, да и то не очень-то перспективное. Трудно сказать, примут или нет, вообще, данное предложение, так как оно определяет судьбу многих проектов по обеспечению энергоносителями Европы. И действительно, прошло более месяца, а конкретная  реакция на это предложение участников TANAP неизвестна. Правда, с их стороны прозвучали какие-то невнятные мнения, но в целом у них имеются несколько иные планы развития и использования своего газопровода, и они не изменились. К тому же TANAP для того и строится, чтобы составить хоть какую-то конкуренцию поставкам российского газа, а предложение Чавушоглу может многое изменить.

Но в любом случае «Газпром» уже договорился с Минэнерго Турции в кратчайшие сроки завершить процедуру выдачи всех разрешений по «Турецкому потоку. Стороны в течение 1-2 месяцев должны выйти на подписание межправсоглашения по проекту, чтобы к концу 2019 года была построена первая нитка газопровода для поставок турецким потребителям. Если все пойдет и далее без препятствий, считает министр энергетики РФ Александр Новак, первая нитка газопровода будет построена к концу 2019 года – после TANAP.

И действительно,  «Газпром» уже получил первые разрешения от Турции на выполнение проекта. Таким образом, строительство газопровода переходит к практической реализации. А российская сторона торопится, Москва ждет подписания оставшихся разрешений по проекту в ближайшие дни, в частности, ей необходимо получить разрешение на строительство. Правда, на этот раз она действует осторожно и намерена пока строить лишь первую ветку газопровода – для Турции. Вторую же ветку – для Европы – будет строить после согласования всех вопросов с ЕС.

А ведь в Европе хорошо понимают, что Россия  после реализации данного проекта сможет диверсифицировать свои поставки в Европу, а это не только снизит зависимость от транзита газа через Украину, но и нарастит ее присутствие на юге Европы. В то же время сам «Газпром», помимо «Турецкого потока», планирует сегодня построить такие крупные газопроводы, как «Северный поток-2» и «Сила Сибири» в китайском направлении. И если принять во внимание девальвацию рубля, экономический кризис в России и падение цен на газ, то реализовать все эти проекты будет сложно.

Но Москва не хочет упускать европейский рынок, все вновь возвращается к Европе - конечному получателю газа. Даст она свое согласие на новую трубу или подсоединение ее к TANAP, сказать трудно. Правда, и «Газпром» сегодня не такой напористый, и намеченные объемы газа он снизил вдвое. Поэтому стоит задуматься над обновленным проектом «Турецкий поток». На это же, видимо, и было направлено заявление Чавушоглу, которое хоть и не вызвало большого скандала, но было принято сторонами во внимание.

Ведь если ранее необходимо было строить в Европу две отдельные трубы - для азербайджанского и российского газа, то теперь их можно объединить в одну. И беспокоящую ЕС проблему с диверсификацией источников энергоносителей (избавление от российского газа) можно спрятать в трубу, которая официально предназначена для азербайджанского газа.