Предъядерный конфликт между Индией и Пакистаном
Резко обострилась ситуация в зоне старого конфликта – на оспариваемых Индией и Пакистаном территориях Кашмира. Индия заявила, что ее спецподразделения нанесли «хирургические удары», предупредив нападение боевиков с контролируемой Пакистаном территории. Убито более десятка боевиков.
Пакистан эту информацию опровергает: дескать, имела место лишь перестрелка, в которой погибло двое пакистанских военных. Признать, что противник пересек хорошо укрепленную границу – означает признать свою уязвимость. Этот удар является возмездием за нападение на военную базу в Ури 18 сентября, во время которого погибли 18 индийских солдат. Премьер-министр Индии Нарендра Моди пообещал наказать нападавших, а уже после операции высокопоставленные военные не под запись стали говорить, что «заплатили старый долг». Моди после нападения в Ури находился под сильным политическим давлением, его открыто призывали наказать пакистанцев. И сейчас, после «хирургических ударов», даже оппозиция выразила удовлетворение действиями индийской армии.
В то же время индийский ответ не выходит сильно за рамки ограниченной реакции. В ответ на убийство солдат атакованы были не армейские пакистанские части, а мусульманские боевики, и операция осуществлена в границах спорных территорий, а не на основной части Пакистана. Такие рейды предпринимались и в 90-е, и уже в 2000-е, то есть не являются чем-то абсолютно новым. Индия не ограничивается военными действиями. Она пытается выстроить коалицию сопротивления Пакистану в регионе. Индии удалось отговорить от участия в саммите в Исламабаде Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества Бутан, Непал и Бангладеш. Индийское руководство все чаще употребляет по отношению к Пакистану термин «террористическое государство».
Выяснение отношений вокруг Кашмира идет с 1947 года, когда Индия и Пакистан получили независимость. С тех пор между ними были две большие войны, а мелкие стычки не прекращаются. Между странами с 2003 года действует режим перемирия, но, очевидно, действует плохо, а в последнее время - совсем нехорошо. Пакистан собирал по поводу обострения закрытое совещание правительства. Пока самая серьезная предпринятая мера в ответ - приостановка показов индийских фильмов из-за инцидента и в знак солидарности с вооруженными силами.
Серьезности ситуации добавляет то обстоятельство, что сейчас в индийской части Кашмира проходят самые масштабные за долгое время протесты мусульман. После убийства популярного мусульманского лидера индийскими солдатами идут постоянные стычки с полицией, в которых уже погибло больше 80 человек. На территории действует круглосуточный комендантский час. Очевидно, что пакистанские спецслужбы пытаются использовать этот кризис в свою пользу и подогревают его.
В отличие от Индии, Пакистан не считает конфликт вокруг Кашмира решенным и хочет дальнейших уступок. За этой историей с тревогой наблюдает весь мир, поскольку в вооруженное противостояние малой интенсивности вошли две ядерные державы. С одной стороны, наличие ядерного оружия – фактор, сдерживающий противников от резких шагов, с другой – цена конфликта может стать просто непомерной. Очевидно, сейчас Индия и Пакистан подошли к черте, когда в конфликт должен вмешаться Совет безопасности ООН и кто-то из международных посредников. Внутренних тормозов у властей этих стран может не хватить.