В начале недели haqqin.az сообщил о трагической гибели гамбийской футболистки Фатимы Джавара, утонувшей в Средиземном море при попытке добраться до итальянского острова Лампедуза. Фатима Джавара утонула вместе с сотнями мигрантов из стран Африки, которые рискнули жизнями в надежде найти лучшую жизнь в Европе.

Новость о трагической гибели Фатимы Джавара была обнаружена корреспондентами haqqin.az на одном из малоизвестных местных СМИ Гамбии. Внимание новость привлекла тем, что футбольная звезда Фатимы взошла в 2012 году в Баку, где она защищала ворота своей сборной на чемпионате мира среди девушек до 17 лет.
Спустя несколько дней о трагической судьбе девушки начали писать (и пишут) все мировые СМИ и агентства. Трагедия Джавары олицетворяет в себе неисполнившиеся мечты десятков тысяч молодых африканцев, утонувших при попытке пересечь «море мертвых».
Путь из Ливии в Европу, в зависимости от места отплытия, колеблется от 400 до 800 километров. Самый короткий, от Триполи до острова Лампедуза, – меньше 300 километров. В нормальных условиях его можно пройти за сутки, у мигрантов, которым посчастливится добраться до места назначения, на это уходит до недели. Все это называется «Ливийский маршрут», хотя в Африке его называют по-другому — «задний путь».
Среди тех, кто рискует, не только жители Ливии, Сирии, Судана и других стран, где идут боевые действия. Сюда стекаются со всего Африканского континента. Среди них оказалась и Фатима Джавара, 19-летняя девушка из Гамбии, которая играла в футбол. От Гамбии до ливийского побережья Средиземного моря по прямой – около четырех тысяч километров. Она преодолела их, но утонула в нескольких десятках километров от цели.
Фатима Джавара выросла в Серекунде. Это крупнейшая агломерация в Гамбии, но это совсем не то, чего вы ждете от слова «агломерация». Серекунда – это несколько десятков больших деревень, слившихся в одно целое, и, несмотря на 350 тысяч жителей, многоэтажные дома в Серекунде – редкость. Как и дороги. 60% населения живет менее чем на один доллар в день. На рынках здесь торгуют фруктами, оружием. Еще один ходовой товар – «африканские невесты», которые предлагают свои услуги через агентства знакомств. А еще там играют в футбол.

Одна из местных команд называется «Красные скорпионы». За нее Фатима Джавара впервые сыграла в 15 лет и со временем стала регулярно выходить на поле. Впрочем, денег ей за это не полагалось: в клубе нет зарплат. Хотя «Скорпионы» играли в высшем дивизионе страны. Молодая спортсменка уверенно выглядела в воротах и быстро получила вызов в сборную. В 2012 году она поехала со сборной Гамбии на чемпионат мира среди девушек младше 17 в Азербайджан. Джавара была запасной, и это к лучшему: в трех матчах в группе Гамбия пропустила 27 голов. Там Джавара увидела футболисток из США, Франции и впервые столкнулась с другим уровнем жизни. Она хотела играть в Европе, впрочем, как и все девушки в ее команде…
Подруга по команде в недавнем интервью рассказала о впечатлениях, которые они получили на чемпионате мира: «Оказывается, в других странах за футбол можно получать деньги, даже тысячу долларов!»
Следующие четыре года Фатима упорно работала: стала основным вратарем «Скорпионов» и получила вызов в основную женскую сборную Гамбии уже в 18. В дебютном матче против сборной Глазго она отбила пенальти.
А потом все закончилось: во время одного из матчей несколько девушек из «Ред Скорпионс» напали на судью и получили длительные дисквалификации, клуб был отправлен в низший дивизион. Фатима Джавара не принимала участия в нападении, но это неважно. Футбол в Гамбии находится на таком уровне, что другую команду вратарь сборной себе так и не нашла, хотя даже наняла агента. Она осталась играть в «Скорпионс» в низшем дивизионе чемпионата Гамбии среди женщин с мечтой о Европе. И тогда она решила действовать.
От Серекунды до Средиземноморья – тысячи километров, несколько государственных границ и Сахара. Отсутствие Джавары заметили в сборной в сентябре, накануне гостевой игры в Сенегале. Связались с ее родителями, оказалось, что девушка сообщила им, что уехала на просмотр. Когда родители до нее дозвонились, Фатима была посреди Сахары. Они умоляли ее вернуться, но она ответила, что «будет играть в Европе, чего бы это ни стоило, и это судьба». Скорее, это был рок.
Фатима добралась до Ливии и провела месяц в поисках судна. До серой зоны между Тобруком и Дерной она не добралась, нашла вариант получше: от Мисраты до Лампедузы. Он считается наиболее безопасным. Дорогу и место на лодке оплатил ее агент.
Он же позвонил родителям, чтобы сообщить: Фатима утонула. Его слова уже получили подтверждение: итальянский катер обнаружил в открытом море двух выживших. Они подтвердили, что с ними плыла девушка по имени Фатима Джавара, и опознали ее по описанию. После тысяч километров пути не хватило нескольких часов до прибытия спасательной группы из Лампедузы.