Коррупция и халява – гвозди в гроб государства наш реквием

Тенгиз Аблотия, автор haqqin.az

Иногда время идет так стремительно, что забываешь даты, которые, казалось бы, должны были намертво впечататься в память целых поколений. Ну вот, например, что случилось 8 декабря? Посмотрите по всем новостным и аналитическим сайтам – увидите много чего интересного. Как говорится, «стабильности нету в мире».

Точно - никакой стабильности. Войска Асада отвоевали очередной квартал в Алеппо, нефтяные цены снова лихорадит, в Йемене опять стреляют...

И почти нигде и ничего не написано о том, что 8 декабря произошло историческое событие, да не просто историческое, а эпохальное, на века.

8 декабря после продолжительной и тяжелой болезни скончался Советский Союз. Да. Именно 8 декабря 1991 года трое славянских мужей - Ельцин, Кравчук и Шушкевич, собрались в морозной Беловежской пуще, где и приняли решение о мирном распаде Красной империи.

Вслед за этим стали отпадать и остальные республики - те, кто боролся за выход из СССР, так же как и те, кому было начхать. Все получили независимость на одинаковом основании – просто не стало страны.

Я родился и вырос в СССР, а когда Союз развалился, мне не было и 20. Но вряд ли я сейчас смогу найти хоть какие-нибудь теплые слова для этого противоестественного конгломерата разных народов, которые 70 лет вместо того, чтоб стоять на ногах, простояли на голове - это был такой своеобразный эксперимент с целью выяснить – как долго общество сможет выжить, стоя на голове... СССР в том виде, в котором он дошел до своего логического конца, был на 100% порождением Сталина.

Еще Ленин, будучи человеком куда более искренним и интеллектуально развитым, чем Сталин, в один прекрасный день понял, какую ошибку допустил, попытавшись построить государство без частной собственности.

Понял, что человек – это и есть частная собственность. Что без личного интереса не работает ни одна система, что работа из-под палки неэффективна, и что свободный человек куда более продуктивен. Тогда он дал шанс предпринимательскому духу, объявив новую экономическую политику.

Сегодня многие говорят о том, что СССР можно было сохранить, использовав т.н. китайскую модель – то есть, коммунистическая диктатура наверху, и свободный рынок – внизу. Но мало кто из них принимает во внимание, что НЭП – это и был китайский социализм.

В политике – все те же лозунги о борьбе с буржуазией, идеалах социализма, руководяще-направляющей роли компартии, и пр. и пр. А в реальной жизни – «угар нэпа», концессии, промышленники, торговцы, иностранные инвесторы. Одним словом, артель «Московские баранки»...

Как знать, во что бы все это вылилось, если бы за всем этим со скрытой злостью не следил большевик по имени Иосиф Сталин. Одни и поныне считают его великим, другие - одним из самых ущербных и человеконенавистнических политиков в мировой истории. Оставим споры для другого раза. Он построил свой социализм, как его понимал. А понимали товарищ Сталин и его коллеги каждый по-своему.

Нет ничего странного в том, что он разогнал НЭП, осуществил тотальную национализацию, и уничтожил класс фермеров, назвав их «кулаками». Некоторые считали, что надо идти другим путем. Но пошли по пути, указанному товарищем Сталиным. Так получилось. Почему? Долго объяснять. Да и речь не о том.

Вот представьте себе – вы - Сталин. И смотрите, как страна развивается, как люди занимаются бизнесом, становятся более самостоятельными, все меньше смотрят на государство.. Кому же это понравится? Еще немного, и экономическая система заработает сама по себе, люди научатся зарабатывать на жизнь сами, и что тогда?

Кому тогда нужен вождь, кто тогда будет кланяться и бить челом? Зачем нормальному самодостаточному человеку впадать в коллективную истерию и обожание какого-то там усатого персонажа с оспинками на лице? И к тому же из-за этих-то богатеев, которым явно не по пути были с остальными, и разгорелся весь сыр-бор. Этим остальным-то и показалось, что вновь вернулись в Расею буржуи. И сразу: “За что кровь рабоче-крестьянскую проливали? Прав Сталин! Ату этих буржуев!”

Непорядок, одним словом. Иосиф Виссарионович это называл классовым инстинктом. Этот инстинкт-то, развитый лучше остальных, и вернул страну снова туда, откуда она начала выходить с такими мучениями – в казарму.

Я вырос в Союзе в 80-х годах, которые сейчас являются объектом безудержной ностальгии целых поколений. 80-е годы – это своеобразная индульгенция советскому строю. Мало кто отдает себе отчет в том, что 80-е годы – это всего лишь 10 относительно благополучных лет... Куда девать оставшиеся 60 – с голодом, репрессиями, отсутствием самых минимально необходимых товаров, с ужасными коммуналками? И заодно последующие 26 лет? Нет ответа на этот вопрос. Кто помнит халявные 80-е, тому больше ничего неинтересно.

Когда я называю СССР страной, которая стояла на голове, я имею в виду то же самое, что и Ленин в свое время - любая страна, которая пытается строить государство игнорируя основной инстинкт после размножения – инстинкт обогащения и личного интереса - по сути осуществляет антигуманный и обреченный на поражение эксперимент.

Хотите строить страну без личного, если угодно, шкурного интереса? Вы проиграете, потому что вам от силы 70, 80 лет. А инстинкту - миллионы. Он настолько всеобъемлющий и тотальный, что даже всей мощи аппарата подавления хватит лишь на несколько десятилетий.

По идее, СССР не должен был прожить больше пары десятков лет. Как смертельно больной от рождения ребенок, которого старательно выхаживают, хотя он обречен по генетическим причинам.

Однако Союз очень долго продержался благодаря все тому же Сталину. Считается, что это удалось ему по тому, как он смог насмерть запугать целые поколения людей на десятилетия. Другие винят Гитлера, которого разгромил Сталин. Тоже загадка. И чего это матросовы стали бросаться на амбразуры? На одной стороне немцы – самая организованная нация в Европе, на другой – рабоче-крестьянский сброд. Идут и идут. Дошли аж до Берлина. Это было по-своему мощно и талантливо, вне зависимости от того, этот талант со знаком плюс или минус.

Союз продержался именно на этом всеобщем, во многом фантомном страхе и рабоче-крестьянском убеждении, что речь идет о защите истинно народной власти.

Но все когда то заканчивается. Звероподобная сталинская диктатура не могла быть вечной – в конце концов, рано или поздно любой режим смягчается. Убийц сменяют сперва любители бить по почкам, потом идейные, но приличные люди, а в конце любой закрытой системы – всегда остаются карьеристы и чиновники.

НКВД не стало, а КГБ отличался скорее умением строить грозное лицо при полном отсутствии силы воли и идеологии. Чем дальше от московской Лубянской площади, тем меньше было идейных борцов за государство, и тем больше – карьеристов, любителей сладкой жизни, черных "Волг", магазинов «Березка», и ажурных люстр. Одним словом, масса горбачевых.

СССР сгубили не козни США, не гонка вооружений, не подешевевшая нефть. СССР сгубил потребительский бум. Лишенный Идеи любитель люстр и черных "Волг" никогда не будет верным служителем системы, и случись что – побежит первым. Спасать нажитое непосильным трудом имущество.

Советский Союз обмяк, одряхлел, его здоровье подточили коррупция и халява...

Особая тема – это советская экономика, о которой в последнее время очень много говорят. О стабильных зарплатах, о заводах, о рабочих местах. Экономика – это ведь не просто энное количество заводов; экономика – это еще и целая система, которая основана на рациональном расчете.

Для меня символом советской экономики является Кутаисский автомобилестроительный завод, который выпускал грузовики КАЗ. В гипотетическом мировом конкурсе на самый нелепый автомобиль мира КАЗ, наверное, был бы пожизненным победителем.

Кутаисские грузовики были настоящим проклятием для тех, кто имел несчастье в них сидеть. Но завод работал, а его продукция сбывалась различным государственным организациям насильно. Это примерно как при покупке книжки с сочинениями Пушкина, насильно впихивали «Целину» или «Малую землю» Брежнева.

Страна, в которой существовал такой феномен, как «Кутаисский автомобильный завод», не имела никакого морального права даже произносить слово «экономика». Никакой экономики в СССР не было. Были преимущественно бестолковые заводы, которые выпускали нечто, что могло выжить только в абсолютно закрытом, закупоренном пространстве.

Как только СССР открыл границы - вся эта хваленая экономика, все эти гигантские предприятия, градообразующие заводы, целые отрасли промышленности – легли набок и не встали больше никогда.

И кому такая экономика нужна? И как долго она бы проработала? Как долго целые 300 млн. человек продолжили бы стоять на головах, только ради того, что КАЗ выпускал грузовики, которые не ездят, ВАЗ – автомобили, которые ездят с трудом, еду которую невозможно есть, и одежду, которую стыдно носить?

И пусть никого не вводят в заблуждение заводы, которые сейчас работают на их месте; сейчас – это полностью переделанные предприятия с современными западными технологиями. И неважно, как они называются. Можете называть завод «Красным октябрем», но только "красного октября" в нем меньше, чем в каком-нибудь «Марс корпорейшн» или «Пармалат»...

СССР рухнул, потому что не мог не рухнуть. А обновиться, повторить эксперимент с нэпом и стать Китаем -2 его элите не хватило ни мозгов, ни силы воли... Элита, избравшая своим лидером Горбачева… Уходят, умирают все живые организмы. Но вот оставшиеся, молодые – что им делать? Не могут они предложить идеи, которая всколыхнула бы массы. Вот это-то и опасно. Потому что опять получается как до революции – богатых хоть и мало, но командуют парадом они. А бедных – тьма-тьмущая. И никто не знает, что теперь строить, какой дом – то ли капиталистический, то ли социалистический. Выходит, что без Сталина никак нельзя…