Саудиты попытались убить и принца в Германии. Почему молчит Тегеран? самое актуальное

Отдел политики

Шокирующее убийство саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи в саудовском генконсульстве в Стамбуле вызывает все большее осуждения в мире. Турецкие правоохранительные органы уже заявили, что обладают неопровержимыми доказательствами того, что  журналист Хашкаджи был убит, расчленен и вывезен из дипмиссии в Стамбуле. 

Проживающий в изгнании в ФРГ саудовский принц Халеддин Фархан эль-Сауд заявил в прессе, что чудом избежал участи Хашrаджи. Он сообщил немецким СМИ, что саудовские спецслужбы за несколько дней до убийства Хашкаджи предприняли попытку похитить и его.

По данным турецких СМИ из неофициальных источников, Эр-Рияд предложил Турции финансовую помощь в 25 млрд долларов, на которые Анкара сможет поправить свои находящиеся в сложной ситуации финансовые дела. Не исключено, что именно потому Анкары проявляет некоторую сдержанность в оценке чудовищного преступления.

Обнародована в СМИ и сумма, которую Саудовская Аравия собирается выложить за партию американского оружия, о которой говорил Дональд Трамп. Эр-Рияд планирует закупить в США вооружений на 50 млрд долларов. Видимо, этим Эр-Рияда хочет смягчить реакцию Вашингтона на убийство в стамбульском консульстве.

Кстати, Хашкаджи, наряду с тем, что был  корреспондентом Washington Post, является племянником покойного магната Аднана Хашогги (Хашкаджи). Того самого легендарного саудовского торговца оружием Хашогги, который в 80-е прошлого века буквально напичкал регион Персидского залива американскими самолетами компаний Lockheed, Grumman Aircraft Engineering и Northrop. Принеся Вашингтону многомиллиардную прибыль, он практически закрыл двери Персидского залива для ВПК СССР. Именно Аднан Хашогги в США продвигал интересы компании бен Ладенов Saudi bin Laden Group, активы которой в последнее время забирает себе династия бин Салманов.

Аднан Хашогги (Хашкаджи)

Непонятной во всей этой истории с убийством саудовского журналиста представляется позиция Ирана, отношения которого с Саудовской Аравией давно за гранью дипломатичных. Э-Рияд для Тегерана стал врагом номер два, опередив лишь Израиль. А сейчас, когда весь мир буквально обвиняет саудитов в чудовищном, беспрецедентном убийстве, официальный Иран хранит стойкое молчание.

Профессор Джорджтаунского университета США Ширин Хантер в интервью haqqin.az заявила, что реальная причина, по которой Иран никак не отреагировал, заключается в том, что он не хочет ухудшать отношения с Саудовской Аравией. Иран надеется, что этот эпизод может привести Мухаммеда бин Салмана к изменению своего подхода к Америке и Израилю.

«Возможно, на фоне происходящих процессов вокруг инцидента с Хашкаджи, бин Салман попытается улучшить отношения с Тегераном. Некоторые саудовские эксперты говорят, что если США надавят на Эр-Рияд, то Саудовская Аравия повернется в сторону Тегерана», - предполагает Хантер.

По ее мнению, еще одна причина подобной реакции Ирана может быть в том, что, если Тегеран тоже начнет обвинять Эр-Рияд, то саудиты в свою очередь могут привлечь внимание мировой общественности к подобным, хотя и не столь страшным действиям самого Тегерана.         

Между тем, ряд иранских изданий за рубежом высказали свою версию «джентльменского» подхода Тегерана к ликвидации Эр-Риядом оппонентов в изгнании. По их мнению, в Иране решили не использовать этот инцидент в пропагандистских целях. У обоих режимов немало противников внутри и вне страны, а потому тему политических убийств за границей Тегеран предпочел вывести за рамки идеологического противостояния.

Те же иранские оппозиционные СМИ за рубежом приводят факты о предпринятых Тегераном убийствах оппонентов за рубежом. Одни из первых в этом списке последний премьер-министр шахского правительства Шапур Бахтияр, зарезанный в Париже в 1991 году, и известный политический деятель Абдоррахман Боруманди. А потом целая череда политических убийств, санкционированных иранскими властями: Садех Шарафканди, Фаттах Абдоли, Хомейни Ардалан и Нури Дехкорди уничтожены в 1992 году в Германии, попытка убийства в Лондоне известного иранского сатирика, журналиста, актера Хади Хорсанди и много других противников послешахской иранской власти.