Большой пропуск для Азербайджана и Грузии наша аналитика

Тенгиз Аблотия, автор haqqin.az, Тбилиси

На днях первый грузовой состав из Китая, проехавший по железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Карс, пересек Босфор и направился в Европу – конкретно в Прагу, где его ждут получатели.

Событие в некотором роде знаковое – в настоящее время многообещающая железнодорожная магистраль не слишком загружена, и пока она еще ни разу не использовалась по назначению, то есть в качестве транзита не в Турцию, а в Европу.

Собственно говоря, ничего такого уж странного в этом нет – странно было бы, если бы совершенная новая, пока еще неапробированная инфраструктура сразу же вышла бы на запланированные показатели. Загрузка стратегического маршрута дело сложное и долгосрочное, но зато, в случае успеха – на многие десятилетия.

Транзитный бизнес – очень консервативный и с трудом меняет устоявшиеся привычки. Китай многие десятилетия гоняет товары в Европу через Россию, этот путь уже проторен, хорошо известен и никаких неожиданностей не сулит.

И напротив, Баку – Карс - это нечто совершенно новое и, соответственно, на его освоение понадобятся годы.

В этом контексте первый полноценный грузовой рейс до Европы имеет принципиальное значение – если он пройдет успешно, довезет груз быстрее и окажется дешевле – то это можно считать началом процесса. За одним поездом в перспективе последуют другие.

Если же выяснится, что, наоборот, доставка грузов по Баку-Карсу слишком долгая и дорогая, требует множества процедур из-за пересечения нескольких государственных границ – сложно будет впоследствии кого-то убедить пересматривать сложившиеся привычки...

В любом случае, всем сторонам, принимающим участие в проекте, придется серьезно поработать над тем, чтобы перевозчикам было выгодно возить товары именно по этому маршруту – несмотря на необходимости переправы груза по Каспию, потом загрузки на поезда, на пересечение как минимум четырех полноценных границ государств, не состоящих в Таможенном союзе, и у каждой из которых – своя таможенная политика.

Не надо думать, что главный конкурент Баку-Карса и главный же транзитер китайских товаров в Европу - Россия будет спокойно следить за возможным укреплением потенциального противника. Москва будет улучшать инфраструктуру, делать условия выгоднее, а тарифы – ниже.

Что же, это ее полное право, и никто Россию за это не упрекнет - в отличие от многих политических авантюр, тут интерес вполне законный и естественный.

В этом проекте есть две страны, которые кровно заинтересованы в реализации проекта больше остальных – Грузия и Азербайджан.

Конечно, Турция тоже имеет свой интерес, и вкладывает большие деньги в развитие транзитной инфраструктуры, но не стоит забывать, что у нее - и без транзита – большая, хорошо развитая и предельно диверсифицированная экономика.

Турция производит все на свете – от гвоздей до реактивных самолетов. Для турок новые сектора экономики и дополнительные возможности заработать – это, конечно, очень хорошо, но, в конце концов, они уже и так на коне. Плюс-минус пара миллиардов долларов погоду не делает.

Китай, конечно, тоже заинтересован в диверсификации маршрутов транспортировки, но и для Пекина это тоже не фатальный вопрос. В конце концов, Кремль именно с Китаем держится подчеркнуто вежливо и осторожно.

Даже без диверсификации транзитных потоков и без каких-либо новых маршрутов, китайский товар как идет в Европу через Россию, так и будет идти вечно. Для китайцев все просто – будет более выгодный и дешевый маршрут - прекрасно. Не будет - что же, и тут не беда.

Даже главный конкурент – Россия – тоже не особенно теряет от нового маршрута. При любых обстоятельствах, большинство китайских товаров все равно будет идти по России, такова география, а против нее не попрешь. Даже если, при самом оптимистичном развитии событий, Баку-Карс сможет перетянуть на себя несколько миллионов тонн китайских грузов  - для России это как укус комара.

Точно так же, как все каспийские нефте- и газопроводы никак не повлияли на роль России в энергоснабжении Европы.

Одним словом, для России – не будет Баку-Карс, что же, очень приятно, будет – ну и ладно, живы будем не помрем.

Остались две страны, для которых транзитная функция – это не просто заработок, а средство вернуться на карту мира.

Каждая страна в мире играет свою роль в мировом распределении экономики – кто-то собирает фрукты, кто-то кует металл, кто-то выпускает микросхемы, кто-то автомобили... А кто-то – предоставляет свою территорию и инфраструктуру для транспортировки всего этого добра из одного пункта в другой.

Экономика Азербайджана посильнее чем Грузии, однако и для Баку, и для Тбилиси диверсификация экономики в сотни раз важнее, чем для России, Турции, и уж тем более Китая.

У нас очень мало доходных отраслей экономики, соответственно, наши страны очень уязвимы – падение цен на энергоносители, сокращения числа туристов по тем или иным причинам – и все, бюджет с трудом пополняется, экономика не растет, новые элитные дома стоят пустыми.

Диверсификация для нас – это не приятное дополнение, как для турок, русских, и китайцев – это жизненная необходимость, и пропуск в большой мир.

Конечно, транзитная функция не освобождает от необходимости строить экономику, развивать индустрию и открывать заводы. Но индустрия – это дело десятилетий, в лучшем случае, а времени у нас немного.

Транзит это то, что отличает наши страны от других, и то, чем мы в перспективе можем быть ценными для мира - в противном случае и нефтедобывающих, и туристических стран в мире очень много, одной-двумя больше или меньше – никакой роли не играет.

Перед нашими правительствами стоит сложная задача – запустить новый, непривычный для перевозчиков маршрут, сделать его выгодным настолько, чтобы они хотя бы частично отказались от уже проверенных транзитных вариантов.

Задача очень сложная, но она должна быть выполнена обязательно.

В этом контексте очень много зависит от грузового поезда, который сейчас на всех парах мчится в Прагу.