Симонян кричит, а азербайджанский караван идет все еще актуально

Эльдар Алиев

Прошедшее в Баку 14-е заседание межправкомиссии по проекту TRACECA запомнилось многим диалогом министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова с  замминистра территориального управления и инфраструктур Армении Армена Симоняна, о чем ранее писал haqqin.az. Преподав ему образцовый урок истории, которая немыслима без роли личности, азербайджанский министр подчеркнул: «Что же касается каравана TRACECA, он будет идти вперед, несмотря на все попытки к обратному».

Микаил Джаббаров жестко парирует Симоняну

Несколько перефразировав пословицу «Собака лает, а караван идет», азербайджанский министр лаконично и образно отразил историю TRACECA, а также ведущую роль в ней Азербайджана и несостоявшуюся роль Армении. Да, 20 лет назад проект TRACECA стал возможным, благодаря личной инициативе президента Гейдара Алиева. И по его же инициативе Армения с тех пор осталась не только вне этого, но и десятков других значимых международных и региональных проектов. Баку, используя свою ведущую роль во всех этих проектах, не подпустил Ереван, которому только и остается мешать их реализации и создавать препоны при удобных случаях.

Но это становится все труднее, а постепенно и вовсе теряет смысл, чему свидетельство предложение министра после нанесенного политико-исторического нокаута перейти к конструктивному обсуждению. Ведь TRACECA создана в 1993 году на основе Брюссельской декларации, при участии Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Было подписано Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия.  И уже тогда программу назвали восстановлением Исторического Шелкового Пути. Затем к программе присоединились Молдова, Монголия и Украина, позже Турция, Румыния и Болгария, а в 2009 году и Иран. Это программа международного сотрудничества между Евросоюзом и странами-партнерами по организации транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. В организационном плане TRACECA представляет собой межправкомиссию. И вот в эту межправкомиссию ЕС с трудом удалось втиснуть Армению, но она практически так и остается на задворках крупномасштабного проекта, который так ничего реально и не дает этой стране, которая, в свою очередь, ничего не способна дать международной программе. А программа между тем по инициативе Китая «Один пояс - один путь», получила сегодня еще более широкий размах. А роль Армении между тем еще более снижается.

Армения и вне этого каравана

Это наглядно показывает конструктивная часть вопроса, которую так избегает Армения. А она заключается в том, что железная дорога  Баку-Тбилиси-Карс (БТК) играет и будет играть чуть ли не главную роль в расширении связей между странами. В настоящее время объем грузоперевозок данной линии уже составляет 6 млн тонн, а пассажироперевозок - 1 млн человек. А в 2020 году показатель по грузоперевозкам составит более 15 млн тонн. Любая дорога, конечно, имеет пределы по пассажиро- грузоперевозкам. Но транзитный потенциал Азербайджана очень велик. Расположение страны на пересечении двух основных направлений – Восток-Запад и Север-Юг делает этот потенциал практически неограниченным.

А дальнейшее развитие автомобильных и железных дорог, самого БТК, строительство Бакинского международного морского торгового порта еще более способствуют развитию транспортного сектора и еще более укрепляют транзитный потенциал Азербайджана. Этот транспортный коридор будет служить мостом между государствами.

Все это прекрасно понимают и в Ереване, который до сих пор (уже 20 лет!) все пытается влезть в программу не только формально, но и практически, но не может извлечь из нее никакой выгоды для себя. Его эпизодичная миссия, заключающаяся в достижении своей цели лишь плачем, шантажом и террором, на сей раз ломается об решительный барьер Баку. Без освобождения оккупированных земель об этом не может быть и речи. При этом ни один друг Армении не может отказаться от экономической выгоды, которая в данном случае связана лишь с Азербайджаном. Да, Ереван оказался в тупике. И не только в транспортном, но и в целом экономическом. И не выйти ему оттуда, пока не добьется мирного политического соглашения с Баку. Пока же Еревану остается лишь бросаться колкостями, которые тут же разбиваются об конструктивную позицию Азербайджана…