Водород наступает на газ. Азербайджан выступает с опережением наш комментарий, все еще актуально

Эльнур Мамедов, отдел экономики

Мир переходит на «зеленую» энергетику. Традиционным видам энергетики предрекают упадок, им на пятки уже наступают альтернативные или возобновляемые ее источники. Причем в последнее время все больше интересуются водородным топливом. Большая часть запланированных в мире таких проектов и самая большая часть соответствующих инвестиций в этом десятилетии будет осуществлена в Европе, которая стремится увеличить потребление низкоуглеродного топлива для достижения климатических целей.

к 2030 году ЕС снизит импорт ископаемого топлива более чем на 25%

Какая же судьба в таком случае ждет азербайджанский газ, который лишь третий месяц осваивает европейский рынок? Евросоюз сделал водород ключевым элементом своей цели по сокращению выбросов парниковых газов к 2050 году и планирует запустить в текущем десятилетии электролизеры суммарной мощностью 40 ГВт (сегодня 0,1 ГВт). Из 228 объявленных в мире водородных проектов 55%, или 126 проектов приходятся на Европу. И сегодня здесь ставка делается на быстрое расширение масштабов декарбонизации сталелитейной промышленности, тяжелого транспорта и химикатов, последние из которых уже используют водород, полученный из ископаемого топлива. А к 2030 году ЕС снизит импорт ископаемого топлива более чем на 25%.

Как отмечается в докладе ЕС, если все запланированные проекты будут реализованы, в этом десятилетии глобальные инвестиции в водородную отрасль превысят 300 млрд долларов, что составляет около 1,4% от общего объема инвестиций в энергетический сектор. При этом на Европу придется около 45% от этой суммы. Члены Водородного совета, в том числе Royal Dutch Shell Plc, BMW, Microsoft Corp и Sinopec, планируют увеличить инвестиции в водород в 6 раз до 2025 года по сравнению с уровнями 2019 года. И все это действительно могло бы заставить засомневаться в перспективности азербайджанского проекта стоимостью более 40 млрд долларов.

Но в том же докладе отмечается, что указанные проекты будут запущены с упором на возобновляемый водород или водород на основе ископаемого топлива с использованием технологий для улавливания возникающих при его производстве выбросов. Но возобновляемый водород до сих пор скептически воспринимается многими экспертами. А вот водород на основе ископаемого топлива считается наиболее перспективным.  При этом газ – наиболее чистое из все ископаемых видов топлива и вполне может стать лучшим сырьем для получения водорода. Кроме того, предстоят сложные задачи по увеличению производства водорода, созданию инфраструктуры для его транспортировки и хранению и значительному расширению мощностей возобновляемой энергии для производства топлива. И только если все это произойдет, он может достичь паритета стоимости с вариантами на основе ископаемого топлива к 2028 году в регионах с изобилием дешевой возобновляемой энергии, таких как Ближний Восток. Но и в этом вопросе Азербайджан выступил с опережением.

Эльшад Насиров косвенно дал знать, что Азербайджан и сам может производить и поставлять водород

Многих, наверное, удивило заявление вице-президента SOCAR Эльшада Насирова, сделанное вскоре после поступления в Европу первого азербайджанского газа. По его словам, мощности TANAP без дополнительных инвестиций на 20% могут быть использованы для транспортировки водорода по этому маршруту в Европу. И нетрудно уловить связь между потребностью ЕС, указанной в докладе, и заявлением Насирова, сделанным ранее. Большая часть маршрута Южнокавказского газопровода проходит по Ближнему Востоку. И вдоль всего этого маршрута можно построить мощности по выработке водорода. В том числе и в Азербайджане, где он с учетом всех факторов будет наиболее дешевым.

И SOCAR уже готовится к новой фазе энергообеспечения Европы. Насиров четко отметил: «Нефтегазовым компаниям необходимо адаптироваться к меняющейся энергетической среде. Водород, который можно производить из возобновляемых источников, ядерных и других источников, можно транспортировать в виде природного газа по трубопроводам. Отныне мы должны думать очень быстро. Мы обсуждаем водородные технологии с BP, а также с немецкими и японскими компаниями».

Многое может скрываться за этими словами. Однозначно дается знать, что Азербайджан готов использовать свою трубу для транспортировки в Европу миллиардов кубометров водорода, где бы он не производился. И как-то косвенно дается знать и о том, что мы и сами можем его производить. И тогда наша труба окажется не простой, а трубой, где, как говорится, два в одном. То есть по этой трубе будет поставляться в Европу не только газ, добытый в Азербайджане, но и водород, также произведенный в нашей стране. Преимущество ее очевидно. И Азербайджану не подобает плестись в хвосте инновационных технологий, когда они могут помочь диверсифицировать как энергетические источники, так и рынки их сбыта.