Колоть или не колоть? Вот в чем вопрос! размышления публициста

Тенгиз Аблотия, автор haqqin.az

Всего полгода назад измученное страхом коронавируса и сопутствующим экономическим обвалом человечество услышало наконец хорошую новость – скоро будет вакцина. Причем не одна, а несколько – европейцы, американцы, китайцы и русские параллельно работали каждый над своим препаратом, и в итоге, если еще год назад мало кто надеялся, что раньше, чем через год-два появится спасительное средство, то теперь их уже чуть не десяток.

Казалось бы, радуйтесь, люди, невидимый враг скоро будет повержен

Пол-Грузии против вакцин

Казалось бы, радуйтесь, люди, невидимый враг скоро будет повержен, и нормальная жизнь вернется на улицы и в дома  по всему миру. Но, как и следовало ожидать, в реальной жизни планов громадье оказалось несколько скромнее, чем могло бы быть. И дело не в том, что вакцин слишком много и это все равно как десятки телевизионных каналов в домашнем кабеле – чем их больше, тем меньше выбор для зрителя. И даже не в том, что вакцинация идет черепашьми темпами, и к тому времени, как человечество выработает коллективный иммунитет в отношении нынешней версии коронавируса, может появиться новый штамм, которому будет плевать на все наши прививки. Все надеются, конечно, что подобная беда нас минует, а если нет, и появятся различные неконтролируемые версии, типа британской и южноафриканской, то что – начинай все с нуля?

Ну да ладно, может, пронесет, пока же неожиданным препятствием для выработки этого самого популяционного иммунитета стало то, что в большинстве стран значительная часть граждан вовсе не горит желанием прививаться. Опросы по всему миру свидетельствуют о высоком уровне недоверия населения к вакцинам – любым, хоть западным, хоть восточным. Нет, не то чтобы скептики наотрез отказываются от вакцинации, но они и не спешат к ней присоединяться и будут делать все, чтобы оттянуть прививку на неопределенное время.

Все надеются, что беда их минует

К примеру, во Франции привиться от коронавируса готовы лишь 40% населения, в Германии – 50%, лучше обстоят дела в Британии и Италии, где к вакцинам позитивно относится почти 70% населения. Но даже 30% скептиков в Италии, которая всю весну 2020 года била рекорды смертности, – это довольно много.

На днях и в Грузии был проведен опрос, согласно результатам которого 53% населения не хотят прививаться от коронавируса…

Подозрительное отношение к вакцинам усиливается и из-за сообщений об осложнениях и даже смертях, которые последовали за вакцинацией. В особенности это касается препарата AstraZeneca. И хоть представители его компании-производителя заявили, что по результатам их исследований смертность была простым совпадением и не имела отношения к вакцинации, тем не менее…

Логика понятна: если человек вчера принял лекарство от головной боли, а сегодня погиб в автомобильной катастрофе – то препарат тут ни при чем. Так, может, и правда - совпадение. Ну а если все же побочный эффект вакцины, пусть даже один на миллион? Такое соотношение, безусловно, мизерно, но только не для того, кто окажется этим миллионным. Кто-то готов рискнуть? Большинство по всему миру заявляют – нет, не готовы.

Каждое слово написано кровью

Причем речь идет не о так называемых антипрививочниках, которые в принципе отвергают любую вакцину. Эта позиция совершенно непонятна, если учесть, что, например, столбняком ребенок может заразиться от ничтожной царапины, полученной на детской площадке. А летальность этого страшного заболевания, между прочим, – 50%. Куда там короне…

Огромное количество страшных инфекций преследует всех нас, а главное, наших детей, на каждом шагу, и сложно даже представить, в какой ад может превратиться наша жизнь буквально за пару часов только потому, что дети остались непривитыми от столбняка.

Однако коронавакциноскептики – это вовсе не антипрививочники. 50% населения Германии и 53% населения Грузии никак не могут быть антипрививочниками. Это была бы настоящая катастрофа. Проблемным является отношение именно к вакцине от коронавируса, а не вакцинам вообще.

Если детей не привить от столбняка, наша жизнь превратится в ад

Своя логика имеется и тут. Судите сами – речь идет о препаратах, которые были созданы с нуля, за рекордно, немыслимо сжатые сроки. Под гигантским общественным давлением, которое требовало от ученых; «Давайте быстрее, быстрее!!!». Глядя на опустевшие города и агонизирующие экономики, весь мир требовал лишь одного – вакцину!

И ученые дали вакцину, но прививка от столбняка существует десятилетия и уже надежно испытана жизнью. Да и если все остальные БЦЖ и АКДСы, которые мы делаем своим детям, уже давно апробированы, десятки раз усовершенствованы, все их побочные эффекты детально изучены, в общем, неожиданности практически исключены, то от созданных, как говорится, по ходу действия, в считанные месяцы коронавирусных вакцин можно, по сути, ждать чего угодно, рассуждают вполне себе вменяемые люди. Как говорили в СССР – «Каждое слово в военном уставе написано кровью». Так и тут: каждая вакцина – результат многократных провалов, недочетов и исправлений.

Чего уж там – не далее чем в 80-е годы прививка от бешенства была тяжелейшим испытанием для человека – 40 уколов в живот в течение 6 месяцев. К тому же инъекции довольно болезненные, с последующими побочными эффектами, вроде недомогания и головной боли. А уже в 90-х эту вакцину усовершенствовали: 5 обычных уколов в мягкое место в течение месяца – и свободен. А ведь речь идет о бешенстве, которое не оставляет человеку второго шанса, и вакцину бы использовали даже если она бы сокращала жизнь на 10 лет. Лучше же прожить на 10 лет меньше, чем умереть в страшной агонии через 2-3 месяца.

А в сегодняшнем конкретном случае речь идет о коронавирусе, который очень многие не воспринимают как особую опасность. Ну да, корона, ну да, неприятно, ну да, можно умереть, но ведь умереть можно и от чего угодно другого… Стоит ли ради этого вливать в себя непонятный, неизвестно как сделанный препарат, побочные эффекты которого не до конца изучены? И многие отвечают на этот вопрос отрицательно – оно того не стоит…

Станет ли этот скептицизм реальным препятствием на пути всеобщей вакцинации? Ведь одно дело говорить «не хочу прививаться», и совсем другое – когда придет твоя очередь, жестко и четко отказаться. Ответ на этот вопрос будет очень скоро – всего в течение нескольких месяцев.