Орбан учится у Алиева итоги с haqqin.az; все еще актуально

Ильгар Гусейнов, Александр Караваев

Венгрия (объем ВВП $180 млрд) и Азербайджан (объем ВВП $80 млрд), несмотря на разницу в макроэкономическом весе, весьма похожи самостоятельностью выбора в области внешнеполитического модулирования. Способность интегрировать различные направления внешней политики в один курс, а также гасить возникающие проблемы такой политики – задача не из легких. Будапешт, пожалуй, является единственной страной в Центральной Европе, которая проводит действительно независимую внешнеполитическую линию.

Об этом напомнил Виктор Орбан на встрече с Ильхамом Алиевым:

Азербайджан, как и Венгрия, не желает ни новой холодной войны, ни нового "железного занавеса", ни раскола между Востоком и Западом

"В 2010 году, – сказал он, – Венгрия приняла очень важное решение. Мы взглянули на мир, чтобы определить, где можем найти стратегических партнеров. Мы находились в поиске не только финансовых интересов, но и крепкой дружбы, потому что НАТО и Европейский союз – это, конечно, прекрасно, но сейчас они утратили для нас былую привлекательность. Оказалось, что мы можем рассчитывать только на самих себя. Поэтому в 2010 году, когда к власти пришла моя партия "Венгерский гражданский союз", мы приняли решение двигаться в сторону Азербайджана".

Что такое "особое мнение" Венгрии?

Помимо Турции, именно Венгрия стала второй страной НАТО, которая не дала окончательного согласия на вхождение в блок Швеции и Финляндии. Только Будапешт обусловливает пакеты своей военной помощи Украине проблемами венгерской общины в Закарпатье, то есть принимает решения под углом именно своих, а не абстрактных интересов.

Особое мнение Венгрии в российско-украинском противостоянии также связано с развитием проекта АЭС "Пакш", от которого Будапешт отказываться не планирует, в отличие от Финляндии, прекращающей свое участие в аналогичном проекте. Разработка котлована под пятый блок станции началась в сентябре 2022 года, несмотря на жесткое давление ЕС и союзников по НАТО. Поэтому Будапешт отказывается вводить санкции против атомной отрасли РФ.

И Азербайджан, и Венгрия получают максимум внимания к себе, и многим выгодно иметь в союзниках таких весомых игроков, которые проводят сбалансированную политику в быстро меняющемся мире

Активная многовекторность – это политика сильных. На примерах Баку и Будапешта заметно, как эта стратегия становится позитивным фактором кризисной геополитики. Наиболее наглядный пример из азербайджанского опыта – дихотомия азербайджано-российских и азербайджано-американских отношений, а также дуга высокого напряжения по линии Израиля и Ирана, которой Баку в состоянии управлять в рамках своих национальных интересов, несмотря на значительные риски в сфере безопасности.

Золотая середина Алиева

Как сформулировал Орбан, "за последние десять лет я многому научился у президента Алиева, а именно как нужно эффективно руководить страной в крайне сложной обстановке. К сожалению, я не смог перенять всех его знаний, потому что наша нация склонна к радикальности, а он - политический деятель, известный своими умеренными взглядами. Я должен научиться у него тому, как, придерживаясь политики золотой середины, стать более успешным на международной арене".

Азербайджан, как и Венгрия, не желает ни новой холодной войны, ни нового "железного занавеса", ни раскола между Востоком и Западом. А если уж это происходит глобально, то, во всяком случае, не в зоне их прямой ответственности и контроля.

Возникающие риски в связи с такой позицией того стоят: и Азербайджан, и Венгрия получают максимум внимания к себе, и многим выгодно иметь в союзниках таких весомых игроков, которые проводят сбалансированную политику в быстро меняющемся мире.

Как сформулировал Орбан, "за последние десять лет я многому научился у президента Алиева, а именно как нужно эффективно руководить страной"

Что касается плоскости реальных интересов...

Новые для Венгрии маршруты доставки каспийских углеводородов являются по большому счету следствием партнерских отношений между Алиевым и Орбаном. На фоне энергокризиса и пандемии в 2020 году венгерская MOL за $1,57 млрд приобрела долю размером в 9,57% на блоке Азери - Чираг - Гюнешли (АЧГ) и нефтепроводе Баку - Джейхан, ранее принадлежавшую американской компании Chevron. Эта сделка стала крупнейшим внешним вложением MOL за пределами ЕС. Тем самым компания увеличила операционную прибыль и статистику добычи.

Кстати, по итогам 2022 года только две страны ЕС нарастили закупки природного газа: Италия (+15%) и Венгрия (+150%). У остальных происходило снижение. Оба государства получают нефть и газ с азербайджанских месторождений.

Энергокризис, вспыхнувший в связи с резким отказом от российских углеводородов, обещает затянуться на долгий срок. В декабре прошлого года Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия подписали соглашение по строительству энергомоста с Южного Кавказа в Европу. Речь идет о прокладке подводного электрического кабеля Black Sea Energy мощностью 1000 МВт и протяженностью 1195 км. Кабель будет предназначен для поставок "зеленой" электроэнергии, производимой в Азербайджане, через Грузию и Черное море в Румынию для последующей транспортировки в Венгрию и остальную часть Европы. Первое заседание исполнительного комитета данного проекта состоится 3 февраля в Баку.

Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия подписали соглашение по строительству энергомоста с Южного Кавказа в Европу

Кроме того, Венгрия, Румыния, Болгария и Словакия попросили Еврокомиссию инвестировать в строительство инфраструктуры для увеличения поставок азербайджанского газа, учитывая планы Баку нарастить экспорт в Европу вдвое к 2027 году (до 20 млрд кубов). Первая фаза расширения Трансадриатического газопровода (TAP) на 1,2 млрд кубов произойдет в 2025 году, однако это направление на сегодняшний день не затрагивает Венгрию и требует дополнительной перемычки в Румынии. Документ о сотрудничестве по этому вопросу между Венгрией и Азербайджаном был подготовлен всего за три дня накануне визита Алиева.

В заключение экономической темы отметим, что роль венгерского несырьевого бизнеса в азербайджанской экономике неуклонно растет. Так, например, в прошлом году Экспортно-импортный банк Венгрии выделил венгерским предпринимателям кредитную линию в размере 120 млн евро для работы в Азербайджане. Если считать совокупно, то объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) со стороны компаний из Венгрии в экономику Азербайджана пока что сравнительно мал, но все-таки превысил $340 млн. Совместная декларация о расширении стратегического партнерства между Азербайджаном и Венгрией будет способствовать увеличению венгерских проектов в азербайджанской экономике, особенно в новых экономических регионах.

Тюркский штаб в ЕС

Напомним, что Венгрия - единственная страна Европейского союза, которая взяла курс на тесное сотрудничество с тюркскими странами и вошла в качестве наблюдателя в Организацию Тюркских Государств.

В начале XX века известный венгерский поэт Эндре Ади сравнил свою страну с паромом, который нескончаемо курсирует между Западом и Востоком. Этот образ хорошо прочитывается в постсоветском мире, особенно на Южном Кавказе.

Навеянное философией Эндре Ади

Виктору Орбану впервые за многие десятилетия постимперской венгерской истории удалось превратить венгерский парадокс из предмета вечных дискуссий в инструмент внешней политики. Будучи сторонником реализма в международных отношениях, Орбан встроил "тюркскость" в свою программу. Это обстоятельство приобретает еще большее значение на фоне все более явных противоречий между Евросоюзом и Венгрией.

В 2014 году, выступая в румынском городе Бэиле-Тушнад, Орбан отметил, что в недалеком будущем наиболее активно развивающимися странами будут Турция, Россия, Китай и Индия. Немаловажным фактом для него было то, что в двух из этих государств тюркские нации занимают внушительные позиции в политике.

Как заметил Виктор Орбан в одном из выступлений, "венгры - это кыпчакские тюрки, а Венгрия - земля тюрок-христиан". В целях углубления сотрудничества с тюркским миром в 2019 году в Будапеште было открыто Европейское представительство ОТГ. В этом году планируется создание Института по предотвращению засухи, который будет использовать знания и технологии венгерских инженеров в области управления водными ресурсами для стран группы. Также Венгрия присоединяется к инвестиционному фонду ОТГ.

В 2023 году Шуша провозглашена культурной столицей тюркского мира, а регион Веспрем-Балатон - культурной столицей Европы. Такое интересное совпадение открывает новые возможности для обеих колыбелей региональных культур, которые дополнительно закрепил "Меморандум о взаимопонимании по установлению дружественных отношений между городом Шуша и городом Веспрем в Венгрии".