Россия и США в шаге от столкновения haqqin.az из Вашингтона; все еще актуально
Нет в США ни одной крупной газеты, которая в минувшие сутки не сравнила бы две речи — произнесенную с разницей в несколько часов Владимиром Путиным перед Федеральным собранием России и речь Джо Байдена в Польше. Послание Байдена к мировому сообществу было призвано встать, несмотря на всю опасность, на сторону Украины и всемерно помогать ей. Путин же, по мнению американских изданий, в своей речи «искажал действительность, распространяя ложь о том, что Россия стала жертвой предательского Запада».
А между этими публичными сценами, где выступали оба лидера, была и третья, не увиденная многими. Во время 100-минутной речи Путина ракетному обстрелу подвергся украинский город Херсон — тот самый, который еще несколько месяцев назад Кремль называл «российским навсегда». Ракеты ударили по автобусной остановке, где в тот момент было множество людей. Шестеро убиты, десятки ранены.

«Наши ставки вечны», - сказал в Варшаве Байден, имея в виду, что поддержка Америкой и ее союзниками Украины будет безграничной. Война в Украине и растущая стратегическая угроза России являются прямыми вызовами для президентства Байдена. Он заряжает энергией западный альянс, вдохновляет общественное мнение, проецируя силу и решимость, но в то же время тщательно выверяет, какие виды вооружения могут быть поставлены Украине, и в этом видится тщетная попытка лишить Путина предлогов для дальнейшей эскалации».
Издание приходит к безапелляционному и резкому выводу: «Не должно быть сомнений: Соединенные Штаты и их самые близкие союзники на самом деле ведут войну против России в Украине. Эту войну Запад не хотел, и благодаря Господу она остается непрямым конфликтом. Мистер Байден и другие ключевые лидеры Запада правы в том, что сохраняют именно такую стратегию».
Последним проявлением этого непрямого конфликта стало заявление Путина о том, что Россия приостанавливает свое участие в стратегическом Договоре СНВ, подписанном Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в 2010 году.

Этот договор, который ограничивает численность каждой из двух сторон 1500 ядерными ракетами, является последним из стратегических договоров в сфере контроля над вооружениями, которые остались. Означает ли это полную смерть этого контроля? Да, похоже, именно это и означает.
Иллюзий больше нет никаких. Объявление Путина о приостановке этого договора никого на Западе не удивило и не напугало. Причин этого несколько.
Во-первых, связи между США и Россией давно нет уже никакой. «Переговоры о стратегической стабильности», о которых Байден и Путин договорились на своей встрече в Женеве в июне 2021-го, умерли сразу после российского вторжения в Украину.
Во-вторых, нет уже и никакого доверия между двумя странами. Путин и Байден не имели никаких контактов больше года. Байден назвал Путина «военным преступником», а Путин обвинил американского президента, что тот является настоящим агрессором в Украине. В частном порядке американские представители иногда в строго конфиденциальном порядке заявляют, что ведут некие переговоры с российскими чиновниками о мирных переговорах с целью прекращения конфликта. Однако сложно поверить, что американский Сенат ратифицирует любую из достигнутых в нынешних условиях формулу компромисса.

В-третьих, сейчас Запад не столько волнует возможность проверки стратегических ядерных ракет у России, сколько количество тактического ядерного оружия, которое может быть использовано Россией в Украине. У России 2 тысячи тактических ядерных боеголовок, а у США – несколько сотен.
В-четвертых, появился новый фактор, который практически делает нежизнеспособным сохранение СНВ. Это — наличие стратегических ракет у Китая. По данным Пентагона, в ближайшее десятилетие Китай может установить паритет с США и Китаем и также иметь 1500 ядерных ракет. И в этих условиях любой договор такого рода становится бессмысленным, тем более что Китай ни к каким подобным договорам присоединяться не собирается.
И вот мы приходим к совсем неутешительным выводам. Но американцы не сдаются. И хотя госсекретарь США Энтони Блинкен назвал решение Путина о приостановке договора СНВ «глубоко разочаровывающим и безответственным», он заявляет, что «США не изменят своего курса, не изменят своей приверженности этому договору, что бы Россия ни сделала».