Израиль заходит на Иран и с севера наша корреспонденция; все еще актуально
Израиль откроет постоянное посольство в Туркменистане. В связи с этим глава МИД Израиля планирует посетить Ашхабад в ближайшее время. «Отношения между Израилем и Туркменистаном имеют стратегическую важность и являются частью деятельности, направленной на укрепление отношений со всем регионом», - заявил по этому поводу руководитель МИД Израиля Эли Коэн.
Иранскому высокомерию, выражавшемуся в уверенности, что рано или поздно Южный Кавказ и Центральная Азия станут сферой его безоговорочного влияния, нанесен еще один удар. Сначала Тегеран проиграл Турции, основательно зашедшей сюда и постоянно наращивающей свое присутствие, поскольку раз за разом выступает с инициативами, вызывающими огромную заинтересованность. Теперь сюда заходит и Израиль.

Дипломатическим отношениям Израиля с Туркменистаном уже более тридцати лет. Но до сих пор посольство еврейского государства располагалось во временном помещении, что, согласитесь, придавало дипломатической миссии несколько легковесный, «временный» характер. Но с недавних пор еврейское государство увидело в Центральной Азии новые для себя возможности – и Туркменистан стал тем государством, которое одним из первых изъявило желание пойти навстречу.
Так что не стоит вслед за некоторыми СМИ повторять тезис об «открытии» израильского посольства. По большому счету речь идет только о том, что это посольство, давно уже работающее, переедет в новое, специально для данных целей выстроенное здание.
«Отношения между Израилем и Туркменистаном являются важными и стратегическими, они представляют собой ту часть деятельности, которая направлена на укрепление отношений со всем регионом. Мы продолжим содействовать экономическому сотрудничеству между странами, в том числе в области здравоохранения и киберзащиты», - прокомментировал ситуацию Эли Коэн.
Нетрудно представить, какую реакцию это решение вызовет в Тегеране. Говоря словами Библии, «стенания и скрежет зубовный». И вместе с тем волну заявлений о том, что Ашхабад совершил недружественный в отношении Ирана шаг, что израильтяне открывают постоянное посольство с недобрыми антииранскими замыслами и прочее, что уже испытал на себе Азербайджан в аналогичной ситуации.

Порой возникает впечатление, что у части иранской элиты то ли мания величия, то ли паранойя – все, что происходит, особенно возле их границ, они связывают исключительно с заговором против себя. И ведь не скажешь, что от Москвы это подхватили – подобное отношение ко всему происходящему у них уже больше сорока лет, чуть ли не с первых дней Исламской революции.
С момента обретения независимости Туркменистан подчеркнуто строго относился ко взятым на себя обязательствам по сохранению нейтралитета. И отметал любые попытки его нарушить. Хотя попыток этих было более чем достаточно. И предложения по этому поводу звучали весьма соблазнительные. Но Ашхабад на них не купился, чем вызвал неподдельное уважение к себе. Даже афганские талибы оценили подобную принципиальность и не позволили себе каких-либо провокаций на афгано-туркменской границе.
Почему же Тегеран думает, что и в этот раз туркмены изменят себе? Какую выгоду они получат от того, что израильтяне с их территории якобы начнут совершать какие-то враждебные действия в отношении Ирана? Который, на минуточку, является одним из крупнейших покупателей туркменского газа.

Здравоохранение и киберзащита – вот приоритеты, которые Израиль обозначил для себя в Туркменистане. И еще сотрудничество в энергетической сфере. Эти границы оговорены совместно. И пока нет ни смысла, ни условий для того, чтобы эти договоренности менять.
Вполне возможно, что Тегерану ситуация неприятна. Но ему нужно бы свыкнуться, что в современном мире, во-первых, не стоит кому-то извне диктовать, как должно вести себя то или иное суверенное государство. А, во-вторых, нужно привыкать к конкуренции. И отказываться от мысли, что ты – единственный партнер, и других больше не будет. Обязательно будут, особенно если у них есть идеи, которые актуальны и выгодны по нынешним временам.