Как работает «иранская схема» главная тема; все еще актуально

Икрам Нур, автор haqqin.az

В ходе визита в Иран президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что видит «все большую решимость иранской нации справиться с давлением и санкциями». Польщенные этой оценкой иранцы пообещали, что будут активно делиться с Россией и Беларусью своим опытом в этой сфере, в первую очередь, в методах обхода санкций. 

Иранцы решили, что они являются настоящими гуру в обходе санкций, все-таки более сорока лет под ними живут. А для любого гуру важнее всего – наличие последователей. И потому Тегеран активно предлагает в последние годы себя как учитель и наставник в вопросах преодоления санкций.

Лукашенко приехал на мастер-класс

И хотя цена этих мастер-классов не называется, но в чем для иранцев смысл их проведения, если это не будет приносить некоторой выгоды. Нет, речь не о банальной оплате наличными, помилуйте, это как-то даже совсем не комильфо. В качестве вознаграждения иранцы ожидают от своих учеников другого, того, что ценится гораздо больше, чем чемоданчик с долларами – связи с политическими и экономическими элитами, которые будут этим заниматься. А то и долевого участия в тех схемах, которые после иранских уроков будут создаваться.

Тем более что и мастер-классы по нынешним временам для России и немногих ее союзников – крайне востребованный товар. Как написали бы маркетологи – «уникальные технологии, десятилетиями безотказно работающие на мировых рынках». Во всяком случае, так думают в Тегеране.

Со стороны все действительно выглядит впечатляюще. Более четырех десятилетий под санкциями, которые порой волею той или иной администрации Белого дома принимают характер «калечащих», а производство работает, экономика развивается, дефицита товаров не наблюдается.

Более того, удается добиваться и экономических успехов – в 10-х годах нынешнего века Иран был одним из лидеров Ближнего Востока по производству и продажам автомобилей, которые можно было встретить на огромном пространстве, от Пакистана до Ливана. А то и совершать настоящие технологические прорывы, взять хотя бы космическую иранскую программу.

Когда-то иранские корабли бороздили просторы

И несмотря на санкции, Иран получает и современное оборудование, правда, в единичных экземплярах, и образцы технических новинок, которые затем тщательно копирует. «Иранская система» обхода санкций, на первый взгляд, вполне работоспособна. Так отчего бы не взять ее на вооружение? Но так все выглядит только на первый взгляд.

Четыре столпа иранских успехов в противостоянии санкциям

Вопреки уверениям иранских официальных лиц, в созданной ими системе нет ничего уникального. «Карманные» банки за рубежом. Подставные фирмы. Неразборчивые иностранные бизнесмены. И тотальный промышленный шпионаж. Конечно, не столь тотальный, как у китайцев, но тоже весьма впечатляющий. Вот те четыре столпа, на которых держится «иранская система обхода санкций».

Как видим, ничего уникального, ничего такого, чего бы различные государства в разное время не применяли в качестве своих инструментов, чтобы обойти те или иные экономические ограничения. Даже то, что Иран возвел эти инструменты в ранг государственной политики, управляющейся и координируемой с иранского политического Олимпа, не представляет собой чего-то нового и ранее небывалого.

Если в ваших регулирующих и контролирующих органах в финансовой сфере есть слабина, не сомневайтесь, Иран туда обязательно влезет. И вскоре вы обнаружите, что часть ливанских и эмиратских банков, а в первую очередь их филиалы в ближневосточных государствах, имеющие связи с Европой и Америкой, выполняет запросы, исходящие от «друзей из Ирана».

Особая роль ливанских и эмиратских банков

Они могут появиться в офисе в самом разном обличии. Могут как представительные бизнесмены, одетые с иголочки и с безукоризненными манерами и английским. А могут как представители «Хезболлы», хуситов или вообще какого-нибудь латиноамериканского наркокартеля, у них с иранцами неплохие связи через венесуэльцев. Словом, личин много, и перед каждой трудно устоять, даже если банкир напрямую и не работает на Тегеран, а держат его в офисе в качестве «фантика».

Еще круче с подставными фирмами. В Канаде, Гонконге, ОАЭ, Германии, да где угодно – вы можете прийти в офис экспортно-торговой фирмы, провести там переговоры, заключить сделку, исполнить ее – и даже не догадаться, что тем самым вы сработали на «иранскую схему» обхода санкций. Поскольку ваш товар пойдет именно в Иран.

А во главе этих фирм стоят совсем не иранцы, а самые что ни на есть канадцы, европейцы, арабы и жители Гонконга. И единственное, что их отличает от обычных бизнесменов – это повышенная оплата их услуг и столь же повышенные комиссионные за каждую сделку.

Ведь это абсолютное большинство тех, кто так или иначе работает на «иранскую схему», даже если ему об этом и не говорят. Принцип, о котором говорил один политический гений XX века, «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим», никуда не исчез. И работает так же безукоризненно, как и сто-двести лет назад.

И всем хороша схема, но сбоит

Иранцы, говоря об успешности и уникальности своей схемы обхода санкций, как-то забывают упомянуть о том, что она является крайне уязвимой, если за ее разрушение берутся всерьез. В 2018 году ей был нанесен удар, от которого она не оправится до сих пор. Тогда по итогам работы американских и израильских спецслужб более чем 700 новых лиц и организаций были идентифицированы и добавлены в американский Список особо обозначенных граждан (SDN).

В Иране без всякого преувеличения тогда стоял «стон и скрежет зубовный». Депутаты Меджлиса требовали, чтобы спецслужбы срочно нашли врагов, которые слили эту информацию вражеским спецслужбам.

Схема обхода санкций, нарисованная Рзой Заррабом во время одного из допросов

Тогдашний министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил следующее: «Америка обнаружила наш дыхательный канал, который мы использовали для обхода санкций. Даже если у них не было достаточно информации, которой им не хватало, они смогли получить ее после того, как арестовали Рзу Зарраба и Али Садра Хашеми Неджада. Они перекрыли нам дыхание», - с грустью заключил глава иранской дипломатии.

Удар был нанесен в самое сердце хитрой иранской схемы. Рза Зарраб, иранский торговец золотом, организовал крупнейшую схему уклонения от санкций, используя государственный турецкий Halkbank. А Али Садр Хашеми Неджад, владелец мальтийского банка Pilatus, был арестован в марте в аэропорту Вирджинии после того, как собирался отправить миллион долларов через банковскую систему США по венесуэльскому строительному контракту.

В ходе следствия задержанные сразу согласились на сотрудничество и нарисовали сложную схему, позволяющую увидеть, как именно Иран обходит санкции. После чего прикрыть ее было «делом техники».

А самое главное в этой истории заключается в том, что «иранская схема» работает только тогда, когда оппоненты за нее не берутся всерьез. Как только этот момент наступает – все рушится. С треском. И на воссоздание уходит очень много времени.

Вместо резюме

Предлагая мастер-классы другим, иранские гуру обхода санкций забывают сказать своим ученикам, что созданная ими схема весьма накладна в финансовом плане. Контрабандисты и спекулянты, которых привлекает Тегеран для работы в «иранской схеме», берут за свои услуги весьма дорого. Да и товар у них очень недешев. К тому же речь может идти только о единичных экземплярах или мелкооптовых партиях.

А ведь это надо еще копировать и наладить производство. Причем поскольку оригинальные комплектующие недоступны, приходится обходиться эрзацами. Соответствующего качества и технических характеристик.

Почему, коль «иранская схема» работает безукоризненно, иранские официальные лица так настойчиво требуют от Запада эти санкции отменить?

Кроме того, эти схемы являются весьма уязвимыми для действий иностранных спецслужб. Всегда существует опасность, что тот или иной канал может быть не просто вскрыт, что еще половина беды, а становится источником дезинформации, через который передают заведомо провальные технологические решения.

Судя по количеству техногенных катастроф на иранских промышленных предприятиях, судя по количеству успешных кибератак, всякий раз безотказно поражающих уязвимые места в иранских компьютерных системах, иностранные разведки вполне освоили этот метод и все шире его применяют.

И, наконец, даже самая лучшая «иранская схема» не заменит свободный доступ к современным технологиям. Использовать ее – это все равно, что через замочную скважину подсматривать за изготовлением смартфона. Вроде как и видно, вроде как и движения сборщиков понятны, но в итоге воспроизвести то же самое, как ни старайся, сколько денег на это не трать и какие кадры не привлекай, не получается.

А значит, технологическое отставание вырастает до размеров пропасти, которую не преодолеть. Но на мастер-классах иранских гуру обхода санкций никто этого не скажет. Как и не объяснит, почему, коль «иранская схема» работает безукоризненно, иранские официальные лица так настойчиво требуют от Запада эти санкции отменить.