Что за сцена? Саудовская Аравия и Иран вместе навсегда? наш комментарий, все еще актуально

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд направил послание президенту Ирана Ибрагиму Раиси, пригласив его с официальным визитом в Эр-Рияд. В свою очередь, Раиси приветствовал приглашение короля Салмана и подтвердил готовность Ирана укреплять сотрудничество.

«На Ближнем Востоке наступила исламская весна», - начинают говорить наблюдатели, возбудившиеся от ирано-саудовской сделки и последовавшей за ней активизацией дипломатических контактов Тегерана с арабским миром. Вот и король Саудовской Аравии пригласил в гости иранского президента, разве это не убедительное доказательство того, что наступает новый сезон, в котором противостояние Ирана с монархиями Залива постепенно уйдет в прошлое?

С точки зрения членов династии, МБС, конечно, молодец, но нужно и протокол соблюдать, столь важные решения должен благословить лично король, и не важно, в каком состоянии он находится, позволяет ли ему здоровье во всех этих динамичных процессах участвовать

Боюсь, для столь оптимистичных прогнозов нет достаточных оснований. Главная цель приглашения короля Салмана заключается в том, чтобы придать подписанной в Пекине сделке легитимность. Готовилась она по инициативе наследного принца, Мухаммеда бин Салмана, и его людьми. Подписывалась тоже по его санкции. А где же тогда король? В чем его роль в этом процессе и, рассуждая шире, во внешней политике Эр-Рияда? 

Здесь нужно учитывать, что далеко не все в правящем доме Саудов в восторге от активности наследного принца. С точки зрения членов династии, он, конечно, молодец, но нужно и протокол соблюдать, столь важные решения должен благословить лично король, и не важно, в каком состоянии он находится, позволяет ли ему здоровье во всех этих динамичных процессах участвовать. Пока монарх жив – он должен нести бремя власти, и точка.

Со стороны это может показаться пустяком и формальностью, но на Востоке в подобных вещах пустяков не бывает. А потому для саудовских элит личный прием королем иранского президента – очень важный с точки зрения протокола шаг, поскольку с их точки зрения, пока он не сделан – все остальное просто инициатива молодого и не слишком искушенного в большой политике кронпринца, который все еще с юридической точки зрения не король.

Есть и еще один аспект предстоящей встречи. Саудитам сейчас крайне важно получить от Тегерана побольше обещаний и заявлений о нормализации. И пусть они не слишком много значат, пусть в Эр-Рияде не склонны им верить – но когда в следующий раз дойдет до осложнения отношений, а это произойдет обязательно, саудиты хотят иметь как можно больше поводов обвинять Иран в вероломстве. Дескать, «нам вы говорили одно – а в реальности поступаете совсем по-другому».

А вот Хаменеи благословил Раиси на новую игру

Ничего необычайно коварного, обычная восточная тактика политических торгов, где фиксируют каждый жест, каждое слово и каждый намек собеседника, чтобы использовать его в свою пользу при подходящем моменте.

Оптимисты, говорящие о наступившей «исламской весне», твердящие о том, что «весна идет, весне дорогу», не обращают внимания на принципиальное обстоятельство. Подписанная в Пекине сделка не ликвидирует ни одно из противоречий между Эр-Риядом и Тегераном. По большому счету речь там идет только о возобновлении деятельности посольств, не более того.

По всему остальному – тому же Йемену, активности иранцев в монархиях Залива и десятку других острых проблем – диалог между двумя странами даже не начинался. И даже если заработают посольства, далеко не факт, что этот диалог принесет какие-то результаты.

Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан заявил журналистам в минувшее воскресенье, 19 марта, что Эр-Рияд и Тегеран договорились о проведении встречи между, как он выразился, «высшими дипломатами» двух стран. Место встречи не уточняется, но есть данные, что это будет не Пекин, поскольку ни саудиты, ни иранцы не хотели бы лишний раз подчеркивать значимость Китая в организации и ведении их диалога. 

Остается только пристально наблюдать за этим процессом, чтобы четко понять, то ли «исламская весна пришла», принеся с собой оттепель, то ли ей только обманчиво запахло.