Что за радиоактивное вещество поставили армии Украины? наш комментарий, все еще актуально

Дмитрий Рой, автор haqqin.az

Заместитель министра обороны Великобритании баронесса Аннабель Голди подтвердила, что Лондон передает Украине артиллерийские снаряды с сердечниками, изготовленными из обедненного урана. Комментируя этот шаг британской стороны, российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что после поставок снарядов с обедненным ураном ступеней к ядерному конфликту стало меньше.

Еще резче выразился по этому поводу российский президент, которому даже напряженный график, вызванный визитом в Москву Си Цзиньпина, не стал помехой, чтобы высказаться по этому поводу: «Похоже, что Запад действительно решил воевать с Россией̆ до последнего украинца уже не на словах, а на деле. Хотел бы в этой связи отметить, что если все это будет происходить, то соответствующим образом Россия вынуждена будет реагировать, имея в виду, что коллективный Запад начинает применять уже оружие с ядерным компонентом».

Правда, злые языки говорят, что причина нервной реакции Москвы на эти снаряды заключается совсем не в якобы исходящей от них радиоактивной опасности

Слово уран, пусть и обедненный, в головах российского руководства ассоциируется не меньше, чем с компонентой ядерного оружия. Хотя снаряды с обедненным ураном никакого отношения к ядерному оружию не имеют. Никакого. Совсем. Что бы по этому поводу не говорили псевдоэксперты.

Немного информации в целях повышения общей образованности политической и околополитической публики. Обедненный уран - побочный продукт при производстве обогащенного урана. Он отличается высокой плотностью и прочностью, и благодаря этим качествам используется как при производстве брони для военной техники, так и боеприпасов, преимущественно сердечников для бронебойных снарядов, где применяется в качестве замены дорогому вольфраму.

Дополнительный плюс урана в бронебойных снарядах заключается в его пирофорности - урановая пыль, образующаяся при проникновении сердечника снаряда в заброневое пространство, легко воспламеняется при действии высокой температуры, что усиливает поражающие факторы.

Снаряды с обедненным ураном штука, конечно, неприятная, но опасная в первую очередь именно для танковой брони и другой бронетехники

Уран из бронебойных снарядов представляет опасность для местности, но не столько как радиоактивный металл, сколько как металл тяжелый. При попадании внутрь организма тяжелые металлы плохо выводятся, накапливаются в органах - и в этом качестве представляют опасность. В этом смысле уран, который в пылевидном виде рассеивается на местности, опасен в первую очередь именно как тяжелый металл, а уже во вторую - как собственно радиоактивный уран.

Кстати, по этому поводу есть авторитетное заключение МАГАТЭ, сделанное в 2018 году. О том, что «радиологическая угроза для населения и окружающей среды, создаваемая в результате локального загрязнения территории мелкими частицами обедненного урана, высвободившимися в результате применения соответствующих боеприпасов, не является значительной».

То есть снаряды с обедненным ураном штука, конечно, неприятная, но опасная в первую очередь именно для танковой брони и другой бронетехники. Что же касается даже экипажей этих машин, то радиоактивность снарядов с начинкой из обедненного урана для них самая незначительная проблема после того, как такой снаряд поразил их танк.

Широко известные боеприпасы L26A1 и L27A1

Такие снаряды активно разрабатывали и производят как на Западе – широко известные боеприпасы L26A1 и L27A1, так и в России – снаряды ЗБМ59 и ЗБМ32 «Вант». И никаких взаимных вопросов друг к другу по этому поводу никогда не возникало, о таких боеприпасах как «оружии с ядерным компонентом» никто и никогда не говорил. А уж как о «грязной бомбе» о них и речи не было, Кремль и российский министр иностранных дел стали первыми в мире, кто заговорил о них в таком контексте.

Правда, злые языки говорят, что причина нервной реакции Москвы на эти снаряды заключается совсем не в якобы исходящей от них радиоактивной опасности. И действительно, вот бы Москва, периодически потрясая своим ядерным арсеналом, о таких мелочах беспокоилась. Дело в другом. Появление таких снарядов на вооружении ВСУ враз обнуляет броневую защиту российских танков, делает их более беззащитными и лишает Россию преимущества в их количестве. Вот это действительно для Москвы крайне неприятно и болезненно. Вот этого там сейчас и опасаются, да что там опасаются – откровенно боятся.

Отсюда и драматические сцены вокруг бедного обедненного урана, отсюда и его демонизация. Которую он, право, совсем не заслуживает. Как и права именоваться «компонентой ядерного оружия».