Американцы берут реванш и в Ливии третья мировая, все еще актуально

Джемаль Бустани, автор haqqin.az

Прошло немногим менее 11 лет с момента нападения на американское консульство в Бенгази, в ходе которого погибли американский посол в Ливии Кристофер Стивенс и два кадровых разведчика - специалист по обработке информации Шон Смит и сотрудник специальной службы безопасности США Гленн Доэрти.

С тех пор Ливия считалась для американских дипломатов «серой зоной». Официальные представители США, разумеется, там бывали, в минувшем январе страну посетил директор ЦРУ Уильям Бернс, однако о дипломатическом представительстве США здесь с того трагического дня 11 сентября 2012 года речи больше не заходило.

Периодически в «серой зоне» всплывал и директор ЦРУ Уильям Бернс

Но все течет, все меняется – и сегодня в Белом доме и Государственном департаменте США вновь изучают вопрос о возобновлении деятельности в ливийской столице Триполи американского посольства, которое официально прекратило свою деятельность через два года после событий в Бенгази.

Целесообразность такого шага не подвергается сомнению – американцам крайне необходимо присутствовать в Ливии на постоянной основе, чтобы вести полноценный диалог как с правительством Абдулы Хамида Дбейбы, расположенным в Триполи, так и с правительством Фатхи Башаги, являющемся ставленником потрепанного жизнью и политическими невзгодами «фельдмаршала» Халифы Хафтара. Правда, сейчас их связь носит достаточно номинальный характер, но все же сохраняется – в Ливии тоже не любят выбрасывать старый хлам, а вдруг пригодится.

Вашингтон, безусловно, гложет то обстоятельство, что пока они отсутствовали, в Ливии активно работали другие внешние игроки – и Турция, и Россия с ее ЧВК «Вагнер», и Эмираты, и Египет, и Катар. Да и чиновники из Франции, Германии, Италии и Великобритании не обделяли эту страну своим вниманием, пока американцы пытались здесь рулить ситуацией дистанционно.

Американцы потеснят и Турцию

Работать в режиме оффлайн у Вашингтона получилось не очень успешно. Все внешние игроки обзавелись здесь «агентами влияния», помогающими проводить интересы своих патронов и спонсоров. Турция стала здесь лидером по влиянию на мирный процесс и по участию в реконструкции страны.

Ее оппоненты в лице Эмиратов и России с его главным музыкальным инструментом на африканском континенте, ЧВК «Вагнер», тоже рассчитывают не оставаться в стороне от возможных прибылей, исподволь готовясь к тому, чтобы «подвинуть» позиции Турции по возможности куда-нибудь подальше.

А тут еще посланник ООН по Ливии Абдулаи Батили выступил с инициативой формирования группы высокого уровня из, как говорится в документах, «соответствующих ливийских заинтересованных сторон», которая должна разработать дорожную карту для проведения в Ливии к концу 2023 года выборов президента и органа законодательной власти.

К немалому удивлению наблюдателей, среди ливийских группировок эта инициатива внезапно встретила серьезное одобрение, а потому не приходится сомневаться, что она будет реализована. Нет, не в плане проведения к концу года выборов – так смело ни в самой Ливии, ни за ее пределами не мыслят, – но хотя бы для выработки правил игры этого процесса. Что само по себе будет являться уже значительным достижением.

Настал час забрать свой кусок пирога

Вполне естественно, что США не могут позволить себе остаться в стороне от столь судьбоносных событий в одном из ключевых государств Северной Африки. И заинтересованы в том, чтобы как можно активнее в них участвовать, причем личным присутствием, а не так, как это было раньше, через краткосрочные наезды высокопоставленных эмиссаров из Белого дома и Государственного департамента.

А потому в сторону прошлые страхи и нынешние, перемешанные с опасениями сомнения. Позволить себе второй раз опоздать к разделу ливийского пирога – а Америка, как бы парадоксально это ни звучало, от свержения Каддафи получила меньше всех – США не могут. А потому американскому посольству в Триполи быть. И память о Бенгази этому не помеха.