Фраза Эрдогана, которая вызвала раздражение Ирана наш комментарий; все еще актуально

Мамед Эфендиев, отдел экономики

Иран всеми силами затягивает реализацию проекта западной железнодорожной магистрали в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север - Юг», которая должна пройти по территории Азербайджана. Причина, как уже очевидно всем, связана не с экономическими, а с сугубо политическими проблемами.

Как неоднократно отмечал haqqin.az, Тегеран упорно не желает видеть Азербайджан в проекте, сулящим огромные экономические, да и политические дивиденды всем участникам, в том числе и Ирану.

В результате, как и следовало ожидать, Тегеран поплатился за свою хитросплетенную политику, и может остаться не только без этого маршрута, но также лишиться проходящей по его территории южной части транспортного коридора «Восток-Запад».

В Европу через территорию Ирана по-прежнему будут следовать грузы из Афганистана и Пакистана. Но – и это принципиально - уже не из Индии или еще более отдаленных стран

Как уже сообщал haqqin.az, в ходе недавнего визита в Турцию премьер-министра Ирака Мухаммеда ас-Судани Багдад и Анкара договорились о реализации транспортного коридора «Дорога развития», которая соединит Ирак и Турцию, станет своеобразным мостом между Западом и Востоком и откроет новые возможности для международных поставок.

Об этом иракский премьер-министр заявил после прошедших в Анкаре переговоров на совместной пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

По словам Мухаммеда ас-Судани, новый транспортный путь предназначен не только для Ирака и Турции, но и для региона и всего мира в целом.

Как выяснилось, проект «Дорога развития» возник не спонтанно, а был темой регулярных дискуссий между Ираком и Турцией. В феврале нынешнего года правительство Ирака одобрило проект строительства железной дороги протяженностью 1 200 километров, которая соединит иракский порт Эль-Фао, расположенный в устье реки Шатт-эль-Араб в провинции Басра, с турецким портом Мерсин на северо-восточном побережье Средиземного моря. Согласно проекту, до границы с Турцией новый транспортный коридор пройдет через такие города Ирака, как Эд-Дивания, Эн-Наджаф, Кербала, Багдад и Мосул.

«Я верю, - сказал лидер Турции, - что мы превратим проект «Дорога развития» в новый «Шелковый путь» для нашего региона»

В конце двусторонних переговоров премьер-министр Мухаммед ас-Судани пригласил турецкую делегацию в Ирак, чтобы обсудить в Багдаде следующие этапы реализации этого «жизненно важного проекта».

Удовлетворенность иракского премьера итогами визита в Анкару в немалой степени была вызвана тем, что в рамках проекта «Дороги развития» в Ираке будет также создана крупнейшая на Ближнем Востоке промышленная зона, которая откроет новые возможности для трудоустройства. Для современного Ирака, как, впрочем, и для правительства любой страны, вопросы создания новых рабочих мест имеют первостепенное значение.

В ответном выступлении президента Эрдогана прозвучала фраза, на которую сразу же обратили внимание журналисты.

«Я верю, - сказал лидер Турции, - что мы превратим проект «Дорога развития» в новый «Шелковый путь» для нашего региона».

За этими словами скрыт достаточно глубокий смысл, который, с одной стороны, несказанно обрадовал грузоперевозчиков многих стран, с другой - вызвал нескрываемое раздражение политической элиты соседнего Ирана.

Дело в том, что в евразийском регионе сегодня задействованы три сухопутных транспортных маршрута, соединяющих Запад и Восток. Один из них, Северный, пролегающий по территории России, стремительно теряет востребованность из-за войны, развязанной Москвой в Украине. Внимание транспортников все больше привлекает Срединный маршрут (через Азербайджан), однако Тегеран изо всех сил старается перетянуть массив перевозок на Южный маршрут, проходящий через Иран. И вот теперь Багдад и Анкара добиваются, чтобы значительная часть грузопотока шла не через Иран, а через Ирак.

Специалисты отмечают логистическую продуманность и перспективность турецко-иракского проекта. 1200-километровый транспортный коридор, включающий в себя автомобильный и железнодорожный маршруты, напрямую соединит Персидский залив со Средиземным морем. А дальше хоть по морю, минуя Суэцкий канал, хоть по железной дороге грузы могут без помех доставляться в любую точку Европы.

Выходит, что пролегающий через Иран южный маршрут МТК «Восток-Запад» остается в прошлом?

Если Тегеран и дальше будет «тянуть резину» с реализацией проекта «Север - Юг», он может окончательно утратить свою транзитную привлекательность

Нет, конечно. В Европу через территорию Ирана по-прежнему будут следовать грузы из Афганистана и Пакистана. Но – и это принципиально - уже не из Индии или еще более отдаленных стран. Да и МТК «Север - Юг» частично утрачивает свою значимость, поскольку после введения в эксплуатацию «Дороги развития» грузы из Европы для, скажем, стран Залива, будут следовать по железным или автомобильным дорогам уже не через Иран, а по более короткому, дешевому и менее политизированному маршруту - через Турцию и Ирак. По этому же маршруту грузы из Индии могут проследовать в Северную Европу, минуя и Иран, и Россию.

К сказанному остается добавить только один штрих: если Тегеран и дальше будет «тянуть резину» с реализацией проекта «Север - Юг», он может окончательно утратить свою транзитную привлекательность.

Что же касается Азербайджана, которого Тегеран так не хочет видеть в этом проекте, то он получит в результате еще больше транзитных грузов.

Но уже не через Иран.