Армяне открыли огонь, но обвиняют Азербайджан… о ситуации на границе Азербайджана с Арменией, все еще актуально

Фархад Мамедов, автор haqqin.az

Последние столкновения на азербайджано-армянской границе в направлении Лачина, в ходе которых потери понесли обе стороны, в очередной раз приостановили продвижение мирного процесса в регионе и поставили под сомнение достигнутые успехи. 

Подробности произошедшего уже известны: армянская сторона обнародовала видеозапись начала конфликта, кадры которой наглядно подтверждают, что военнослужащие азербайджанской армии не подходили для открытия огня к армянским позициям, расположенным вблизи села Дыг Горисского района, где проводились инженерно-фортификационные работы.

Имей азербайджанские командиры намерение совершить провокацию, они не стали бы покидать свои позиции, подвергая опасности жизни своих военнослужащих

Будь у вооруженных сил Азербайджана такая цель, они могли бы без особого труда сделать это, открыв огонь по противнику со своих позиций, укрепленных на этом участке госграницы в результате успешной операции, проведенной в ночь с 28 на 29 марта.

Таким образом, именно армянские вооруженные силы предприняли попытку закрепиться на противоположных позициях, что и вызвало боестолкновение, в ходе которого, как уже официально подтверждено, был тяжело ранен полковник Армен Гёзалян, командир корпуса специального назначения ВС Армении. 

Нарек Каграманян, депутат парламента Армении от правящей партии «Гражданское согласие», заявил сегодня журналистам, что присутствие командира корпуса на месте столкновения было основано на «заранее согласованных переговорах с азербайджанцами». 

Каграманян добавил, что поскольку эти переговоры не увенчались успехом, в какой-то момент было применено оружие. Армянский депутат также подтвердил, что позиции сторон в районе столкновения расположены очень близко друг к другу, почти вплотную, и если бы азербайджанцы хотели атаковать, то могли поразить цели, не покидая своих позиций.

Присутствие в районе инцидента генерала Гозаляна также свидетельствует о том, что провокация была спланирована армянским военным руководством

При этом Каграманян не уточнил, какая именно сторона открыла огонь первой, хотя само описание ситуации не вызывает сомнений, что вина лежит именно на армянской стороне. Как уже отмечалось, имей азербайджанские командиры намерение совершить провокацию, они не стали бы покидать свои позиции, подвергая опасности жизни своих военнослужащих.

Присутствие в районе инцидента генерала Гозаляна также свидетельствует о том, что провокация была спланирована армянским военным руководством. Иначе трудно объяснить, что делал командир корпуса на опорном пункте, который не только не имел стратегического значения, но и вдобавок контролировался со всех сторон азербайджанской армией.

Противоречивые заявления на разных уровнях, сделанные армянской стороной после начала событий, также свидетельствуют о спланированном характере провокации. К примеру, по одной из их версий, азербайджанская армия открыла огонь, чтобы помешать инженерным и фортификационным работам армянских подразделений. Дескать, армяне придвинулись к позициям азербайджанской армии, чтобы провести переговоры на уровне командира корпуса, но были встречены огнем. А по другой версии утверждалось, что азербайджанцы сами подошли к объекту, на котором велись инженерные работы, и открыли огонь. 

Остается лишь выяснить, зачем армянам понадобилась очередная провокация и какие цели она перед собой ставила?

Главная цель Еревана - выставить Азербайджан агрессором в глазах мониторинговой миссии Евросоюза

Скорее всего, учитывая присутствие в Армении пограничной миссии Евросоюза, главной целью была попытка выставить Азербайджан перед международным сообществом агрессором, пытающимся сорвать план мирного урегулирования. Но поскольку первоначальный план сорвался, армянская сторона начала импровизировать, отсюда и столь противоречивые заявления Еревана. 

С другой стороны, провокация выстрелила в прямом и переносном смысле в тот момент, когда в переговорном процессе наметились позитивные тенденции, в частности, когда стало известно, что стороны будут приглашены в Вашингтон для продолжения переговоров. Что в очередной раз доказывает отсутствие реальной заинтересованности руководства Армении в мирном диалоге.

Ответственность за пограничный конфликт, в котором обе стороны понесли потери, несомненно, лежит на военно-политическом руководстве Армении. Возможно, официальный Ереван пытается таким образом изменить в свою пользу ход мирных переговоров. Или же надеется на поддержку каких-то иностранных сил.

Но всякий раз такие провокации заканчиваются одинаково – они не только тормозят и без того затянувшийся процесс мирного урегулирования на Южном Кавказе, но и еще больше ослабляют позиции Армении и усугубляют положение армянского народа.