В России могут посадить и Достоевского горячая тема, все еще актуально

Леонид Швец, автор haqqin.az, Киев

В российской столице произошло событие, которое никак не претендует на звание информационной бомбы, да еще на фоне насыщенной ежедневной военной повестки. Были задержаны и доставлены на допрос в следственное управление по Центральному административному округу Москвы две женщины – Евгения Беркович и Светлана Петрийчук. Ни та, ни другая не являются оппозиционными политиками или активистками и не замечены в связях с украинской или американской разведкой. И все-таки это выдающийся эпизод в современной российской истории.

Это все равно что судить автора «Преступления и наказания» за оправдание убийства старушек топором

Драматург Светлана Петрийчук написала, а режиссер Евгения Беркович в 2020 году поставила спектакль «Финист Ясный Сокол», в котором на материалах реальных протоколов допросов и приговоров рассказывается история «невест джихада», женщин, решивших выйти замуж за сторонников ИГИЛ и уехать к ним в Сирию. В минувшем году спектакль одержал победу в двух номинациях на фестивале театрального искусства «Золотая маска». Но это было год назад, а в этом году их творчество, по мнению российских следователей, подпадает под статью об оправдании терроризма. По месту жительства подозреваемых и их родственников проходят обыски, изымаются электронные носители.

С одной стороны, эта история поражает своей исключительной бессмысленностью. Произведение, разоблачающее практику вербовки женщин в радикальные исламистские организации, глубоко разбирающее психологические и общественные основания этого явления, объявляется вредной пропагандой. Как метко выразился один из комментаторов, это все равно что судить автора «Преступления и наказания» за оправдание убийства старушек топором.  

С другой стороны, все достаточно логично. Пафос пьесы направлен против тотального насилия, в которое погружены в России женщины, и от которого они готовы бежать хоть в сирийскую пустыню, попадая в новые круги ада, уже под другим идеологическим соусом. Осуждать насилие в нынешней России – государственное преступление. За призывы к миру тут дают немалые сроки. Так что пришло время застрявшей в гуманизме культурной интеллигенции отвечать за свою позицию перед товарищем прокурором.

Пафос пьесы направлен против тотального насилия, в которое погружены в России женщины, и от которого они готовы бежать хоть в сирийскую пустыню

Наглядным образом возникает ситуация разрыва власти и обслуживающего ее силового и бюрократического аппарата с прослойкой интеллектуалов, которым по определению свойственно копаться в острых этических проблемах современности. Мало того, что значительная часть умников уже покинула пределы России под впечатлением затеянной войны и продолжает их покидать, видя не только бесперспективность, но и очевидную опасность пребывания в токсичной среде. Силовики теперь решили извести и тех, кто рассчитывал продолжать свою культурную работу в новых условиях. Зря, указывает им власть, умные и тонко устроенные вредны, нужны тупые и лояльные.

Позитивный момент в этой истории заключается в том, что тупая система или система тупых, косных не имеет шансов на победу в борьбе против мира, в котором ценятся умные. Но, к сожалению, имеется и не такой обнадеживающий момент: это система не просто тупа, она тупо жестока, и в своей тупой жестокости, уходя еще глубже на дно, она искорежит еще не одну судьбу, заберет еще не одну жизнь…