Столкновение разведслужб России, которые делят шкуру убитого Пригожина
Вчера в Сирии произошел инцидент между российскими военными и остатками ЧВК «Вагнер», лишь после вмешательства из Москвы не закончившийся человеческими жертвами.
Служба внешней разведки (СВР) и разведка Минобороны – Главное управление Генштаба РФ, традиционно называемое ГРУ, сошлись в смертельной схватке за наследие Евгения Пригожина.
Драматизма ситуации добавляет то, что экс-«вагнеровцы» не слишком хотят переходить в подчинение ведомству Сергея Шойгу, что вызывает крайнее раздражение у назначенного им куратора, генерал-полковника Юнус-Бека Евкурова и его подчиненных. А как российские генералы и полковники реагируют на это? Традиционно крайне жесткими мерами.
Суть инцидента, произошедшего на сирийской авиабазе Т4, такова: поскольку Министерство обороны РФ запретило «вагнеровцам» летать через Хмеймим, те оформили полеты для ротации своего личного состава в Африке через сирийскую авиабазу. При подлете военно-транспортного борта из Ливии в воздух были подняты российские военные вертолеты, а на взлетно-посадочную полосу – выгнаны пожарные машины, чтобы не допустить приземления. Сирийцам было сказано, что если самолет сядет, то по нему будет открыт огонь.
Поскольку топливо в кружащем самолете заканчивалось, вопрос встал ребром, так как обратно в Ливию он мог и не дотянуть. Местные операторы экс-«Вагнера» дозвонились в Москву до Евкурова и предупредили его, что если с самолетом что-нибудь случится, то в ответ они нанесут удар по базе российского Министерства обороны в Ливии. После этого приказ был отменен и самолет благополучно приземлился. Но сам инцидент сейчас оживленно и с восточной экспрессией обсуждают от Северной Африки до Сирии в надежде понять, «что у этих русских с головой».
Одновременно с этим происходит ухудшение ситуации в африканских государствах, где еще присутствует экс-«Вагнер». Так, в Мали перешел в наступление Азавад - сепаратистское объединение сахарских туарегов, которые, почуяв выгодность ситуации, пытаются ею воспользоваться и отбить у официальных властей север страны.
В Центральноафриканской Республике группа 3R, состоящая из народа фульбе, которые приняли ислам еще в Средние века и периодически терроризирующие всех соседей, вновь выступили против властей. В ходе боестолкновения с ними у поселения Нгиа-Буар, что в 12 километрах от пограничного перехода в Камерун, был убит один, по официальным данным, или несколько, по сообщениям местных источников, бойцов экс-«Вагнера».
В этих условиях работа российского Министерства обороны по пресечению логистики «вагнеров» оставляет их без поддержки и превращает фактически в смертников. Впрочем, когда подобные нюансы в отношении российских граждан в Министерстве обороны кого-то смущали?
Тем более что они в глазах генералов «отступники» и вообще без пяти минут изменники, поскольку не горят желанием уйти под крыло генерал-полковника Евкурова и назначенного им в Москве неформального руководителя/куратора генерал-майора ГРУ Андрея Аверьянова, руководителя одного из самых засекреченных в российской военной разведке подразделений, в/ч 29155 или «Отряд 29155», занимающейся подрывной деятельностью, саботажем и ликвидацией за границей.
В западных изданиях распространяется версия о том, что СВР якобы намерена забрать себе пропагандистские ресурсы экс-«Вагнера» и онлайн-дезинформацию, нацеленную на зарубежные страны. А ГРУ, соответственно, – его военную составляющую. Беда только в том, что подобные версии выдвигают люди, не имеющие никакого понятия о том, как функционирует и к чему стремится современная власть в путинской России.
Что главное для любого высшего российского чиновника в погонах или без, в чем его сверхзадача? В наращивании собственного аппаратного веса и властного ресурса, которые приближают его к первому лицу и дают шанс войти в «ближний круг». И одновременно пристальное отслеживание того, чтобы не усилился его конкурент.
Предполагаемый западными экспертами раздел «Вагнера» буквально пополам в этой схеме не выгоден ни Шойгу, ни главе СВР Сергею Нарышкину. Пропагандистские инструменты плюс вооруженная сила, которая, помимо прочего, еще и охраняет сверхсекретный «кошелек Путина», и не только в Африке – вот главный суперприз битвы двух кремлевских бульдогов. И делить его пополам с конкурентом – вопиющая нелепица, полностью противоречащая не только менталитету «кремлян», но и традиционному еще со времен СССР противостоянию между общей и военной разведкой.
Поэтому впереди долгая и упорная борьба с подковерными интригами, загадочными смертями и прочей драматической атрибутикой. В такой схватке жизни не только отдельных пешек, но и более серьезных фигур не считают…