Баку формирует новую повестку региона итоги с haqqin.az, все еще актуально

Александр Караваев, Ильгар Гусейнов

В Ташкенте завершился саммит Economic Cooperation Organization (ECO) - Организации экономического сотрудничества. Речь идет о региональной интеграционной структуре ещё времен «холодной войны», актуализированной в результате серии инициатив постсоветских государств Центральной Азии.

Баку, который будет принимать следующий саммит ЕСО, намерен предложить свою повестку развития, сформированную с учётом интересов государств Каспийского сообщества.

Баку в авангарде возрождающейся организации

Птица «Феникс» со времен первой холодной Войны

Есть любопытные примеры поразительной живучести международных структур, организованных как для проведения конгрессов и форумов, так и выполняющих функции платформ для разного рода межведомственных координаций. Возникнув в "позапрошлую" геополитическую эпоху, некоторые из этих структур функционируют до сих пор.

Одно из них является Economic Cooperation Organization (ECO), сформированная в 70-е годы ХХ века, как этап трансформации ещё более ранней идеи региональной организации развития трёх стран - Ирана, Турции и Пакистана.  

В данном случае, сама идея этой структуры возникла ещё до исламской революции в Иране, затем ее формирование происходило в 80-е годы при поддержке нового исламского правительства ИРИ, а реальную динамику она получила уже после распада СССР, когда к ней присоединились бывшие советские республики.

Economic Cooperation Organization (ECO), сформированная в 70-е годы ХХ века, как этап трансформации ещё более ранней идеи региональной организации развития трёх стран - Ирана, Турции и Пакистана

Словом, такой вот формат "на вырост". 

Ну, а в 2020-х годах управление данной структурой взяли под реализацию собственных задач тюркские государства Центральной Азии и вот теперь - Азербайджан. 

"Зангезурский коридор", как азербайджано-иранский проект    

Наверное, только Тегеран помнит, какие первоначальные задачи стояли перед ЕСО, и какие вызовы существовали в далекие 1980-е годы ХХ века - ирано-иракская война, распад СССР, война в Ираке, конфронтация в Персидском заливе...

При этом проекты устойчивого развития по характеру задач и тогда, и сейчас оставались идентичными с некоторыми вариациями от региона к региону. Однако со временем их текущая повестка, всё-таки, менялась, наполняясь современными технологиями и новыми участниками внешнеполитической игры. 

Как и в 1980-е годы, Иран по-прежнему ставит для себя комплекс задач и определяет множество вызовов по всему периметру своих границ, тем более, сейчас, в период боевых действий в Палестине. Однако после завершения истории сепаратистского анклава в Карабахе, важнейшие вопросы экономической и политической безопасности с севера Ирана практически закрыты.

Как и в 1980-е годы, Иран по-прежнему ставит для себя комплекс задач и определяет множество вызовов по всему периметру своих границ, тем более сейчас, в период боевых действий в Палестине

Как следствие торможения Ереваном принципиальных вопросов открытия транспортных коммуникаций, Тегеран просто перехватил у Армении возможность стать участником узловых транспортных проектов Южного Кавказа, предоставленную Еревану в 2020 году Россией, Турцией и Азербайджаном. В результате, то, что не захотел, не освоил или до конца не осмыслил Ереван, забирает сегодня Тегеран.

Причем забирает в прямом смысле!

Поскольку первый этап Зангезурского коридора будет стартовать уже с территории Исламской Республики.

Первый этап Зангезурского коридора будет стартовать уже с территории Исламской Республики

Процитирую президента Раиси:

"Как мы наблюдаем, транспортная и транзитная ситуация улучшается день ото дня. Работа в области транспорта между нашими странами наращивается. Это то, на что были нацелены и вы, и мы. Маршрут Агбенд через реку Араз и те проекты, которые мы реализуем там по согласованию друг с другом, отвечают интересам обеих стран. Это гарантирует транспортную связь между Азербайджаном, Ираном и Нахчываном и устраняет озабоченность, которая была в этой сфере”.

Мысль Раиси предельно ясна: все конфликты вокруг Зангезурского коридора с привязкой к территории Армении ушли в прошлое.

Таким образом, намеченная линия на укрепление и стабилизацию ирано-азербайджанского взаимодействия, учитывая также ташкентские переговоры Алиева и Раиси, включившие в себя вопросы энергетической сферы и обсуждение формата кавказской платформы "3+3», получила новый импульс.

Мысль Раиси предельно ясна: все конфликты вокруг Зангезурского коридора с привязкой к территории Армении ушли в прошлое

Зелёная энергетика и транспорт: азербайджанская повестка в ЕСО

Решение Economic Cooperation Organization о размещении Центра чистой энергии ЕСО в Баку, свидетельствует о признании лидерства Азербайджана в данной отрасли региональной энергетики.

Как известно, к рубежу 2027-2030 годов Азербайджан станет практическим экспортёром зелёной, возобновляемой электроэнергии, в том числе, водородного топлива. В соответствии с контрактами и меморандумами о взаимопонимании, подписанными с мировыми технологическими лидерами в период с 2020 по 2023 годы, производство энергии из возобновляемых источников в Азербайджане достигнет 10 ГВт (то есть, около половины электроэнергии, производимой страной в настоящее время).

Напомним, что в октябре состоялось открытие Карадагской солнечной электростанции мощностью 230 МВт, разработанной компанией Masdar. Она является крупнейшей электростанцией на энергии солнца в Каспийском и Кавказском регионах. В 2021-2023 годах в освобождённых Карабахе и Восточном Зангезуре были введены в эксплуатацию гидроэлектростанции общей мощностью 170 МВт, к концу 2024 года этот показатель достигнет 270 МВт. А через несколько лет общая мощность азербайджанских ГЭС в новых экономических районах составит 500 МВт...  

Теперь о еще одной актуальной для региона инициативе, которая может быть реализована Баку на платформе ЕСО уже в следующем году.

К рубежу 2027-2030 годов Азербайджан станет практическим экспортёром зелёной, возобновляемой электроэнергии

Регион Каспия стоит перед задачей формирования беспрецедентного бесшовного пространства для принципиально новой модели локализации производств, возникающих на фоне сворачивания/торможения старых глобальных логистических и производственных цепочек. В этой связи достаточно посмотреть, как в регионе происходит поступательное наращивание торговли удобрениями, зерном, как расширяются контейнерные перевозки с комплектующими для техно- и промышленных парков. 

В ближайшее время на повестке дня возникнет вопрос создания новой международной организации, которая объединит особые экономические зоны и промышленные парки Центральной Азии, Прикаспия, Персидского залива, а также Черноморско-Средиземноморского бассейна.

Развитие горизонтальных связей между промышленными парками открывает возможности для налаживания поставок комплектующих между их резидентами. В случае с особыми экономическими зонами возникает преимущество поставок внутри преференциального режима без оплаты таможенных пошлин.

В этой связи Азербайджан может предложить платформу, которая позволит налаживать технологическую кооперацию между резидентами разных площадок, находящихся в разных регионах Евразии.