В стране, в которой пала власть, один Робин Гуд
Все слышали о G7 – «Большой семерке» ведущих западных стран, известна и G20 – крупнейшие экономики мира в расширенном составе. В Гаити же с некоторых пор всем заправляет G9, или в расширенном варианте «Семья и союзники G9», - одна из крупнейших местных банд, первоначально включавшая девять организаций, затем расширившаяся, а сейчас создавшая альянс с бывшими конкурентами-противниками ради полного контроля над страной. Им это удалось, хотя, точнее, удалось окончательно покончить с контролем государства над ситуацией. Бандиты устроили тотальный хаос, что контролем точно не назовешь.
Лидер альянса, бывший сотрудник элитного подразделения полиции Джимми Шеризье носит прозвище «Барбекю». Он сам утверждает, что получил прозвище из-за того, что его мать, родившая ни много ни мало восемь детей, торговала жареными курами, но эта сентиментальная версия конкурирует с другой, согласно которой Джимми жестоко расправляется со своими противниками, надевая им на шею горящую шину.
Надел бы «Барбекю» шину на шею премьер-министру Ариэлю Анри, если бы до него добрался, мы уже не узнаем. Анри не смог попасть обратно в страну после того, как полетел в Кению договариваться об отправке полицейского контингента на помощь гаитянским правоохранителям, которые давно не справляются со своими обязанностями: бандитов и количественно больше, да и оружия у них с избытком, включая крупнокалиберные пулеметы и элитные снайперские винтовки. Аэропорт в столице Гаити Порт-о-Принс, куда должен был прилететь премьер, атаковали, его работа была остановлена.
Соседняя Доминиканская Республика, с которой Гаити делит остров Эспаньола, отказалась принимать самолет главы правительства, и Ариэлю Анри пришлось выбрать пристанищем Пуэрто-Рико, откуда он заявил о своей отставке. Сейчас в Гаити власти нет.
Гаитяне имеют несчастливую возможность почувствовать разницу между тем, когда власти почти нет, и когда ее совсем нет. В последние несколько недель в стране резко выросло число убийств и изнасилований. Из столицы, где творится беспредел, бежало, по данным ООН, около 160 тысяч человек. В Доминиканскую Республику их не пускают, а проникших выпроваживают. Живут беженцы еще хуже, чем жилось в лачугах, сооруженных из чего попало после землетрясения 2010 года, унесшего жизни 220 тысяч человек и лишившего жилья полтора миллиона человек из одиннадцатимиллионного населения.
Кстати, на огромных деньгах и гуманитарной помощи, которые присылали для пострадавших, и разрослись до безумных размеров и без того привычная здесь коррупция и многочисленные банды, сросшиеся с местными политиками и полицией.
На минувшей неделе на чрезвычайной встрече Карибского сообщества, куда входит полтора десятка государств Центральной и Юго-Восточной Латинской Америки, обсуждались планы нормализации и политического урегулирования в Гаити. В ее работе принял участие глава Госдепа США Энтони Блинкен. Но «Барбекю» заявил, что судьбу Гаити будет решать народ Гаити, а не какие-то люди из-за границы. Иными словами, решать будет он, Джимми Шеризье. Он себя называет карибским Робин Гудом или героем мексиканской революции Панчо Вилья, много рассказывает о справедливости и социальной революции, и да, иногда делится награбленным с им же ограбленным населением.
Что делать с Гаити, которое на всех парах несется в пропасть, не знает никто. Еще одна проблема, которая демонстрирует полную беспомощность мирового сообщества.