Куда ударить? В Иране схватка «ястребов» с «голубями»…
Интрига с ответным ударом Тегерана по Израилю сохраняется. Проходят дни, а иранское руководство все еще не определилось, каким будет масштаб планируемой атаки, по каким объектам он будет нанесен и каков будет его масштаб.
Все это накладывается на ожесточенную дискуссию, развернувшуюся в иранских правящих элитах, а конкретнее – между «ястребами» из КСИР и «голубями» из бизнес-кругов, выразителями интересов которых выступают президент Масуд Пезешкиан и его первый вице-президент, стремительно набирающий очки в борьбе за неформальный пост «серого кардинала» нынешней президентской администрации, Мохаммад Джавад Зариф.
С генералами КСИР, которых поддерживает советник верховного лидера Ирана контр-адмирал Али Шамхани, потерявший пост секретаря Высшего совета национальной безопасности, но из верхушки руководства не выпавший и сейчас находящийся в должности советника верховного лидера, все вполне понятно.
Исходя из того, что, как они считают, «Израиль понимает язык силы», что, скажем откровенно, при нынешнем руководстве еврейского государства и Нетаньяху в качестве премьера отчасти справедливо, ответный удар должен быть широкомасштабным и массовым. С атакой Тель-Авива и Хайфы всем лучшим, что имеется у Тегерана в арсеналах – баллистическими ракетами и беспилотниками. А дальше будет, что будет.
Пезешкиан же и Зариф выступают за более «мягкий вариант» - «американский фактор» представляется им даже более важным, чем наказание израильтян.
Поскольку бизнес-элиты и национальный капитал, которые стоят за иранскими «голубями», категорически не хотят создавать препятствий для возможных переговоров по смягчению санкционного режима, а в этом вопросе у Вашингтона решающий голос.
И тут, по их мнению, вполне возможен торг с американцами: мы сдерживаем наших «ястребов» и не допускаем широкомасштабной атаки на Иран, но и вы уж наши усилия не забудьте, рассмотрите вопрос о двусторонних переговорах по смягчению антииранских санкций.
Сформулировав две эти точки зрения, иранские «ястребы» и «голуби» тут же поспешили представить их верховному лидеру Али Хаменеи, поскольку в таких вопросах последнее слово за ним. Рахбар выслушал и тех, и других, приняв каждую партию отдельно. И не встал ни на одну сторону, оставив вопрос об ответном ударе и тактике его нанесения в подвешенном состоянии.
Из двух лагерей нет сколько-нибудь заслуживающих внимания утечек об этих встречах и какой-либо реакции Рахбара в ходе них на доклады сторон. А потому единственное, о чем можно говорить более-менее уверенно, он решил взять паузу для принятия окончательного решения. Поскольку оказался перед трудным выбором.
С одной стороны, противостояние с Израилем, борьба с «исторически обреченным сионистским образованием», организация отпора ему везде, где представится возможность - это то, что он проповедовал всю жизнь, то, что составляет краеугольный камень идеологии Исламской Республики, лидером и хранителем которой он является.
А с другой – есть национальные интересы Ирана, которые настоятельно требуют избегать широкомасштабного конфликта, проявлять сдержанность. Да еще при этом идеологически обосновывать эту сдержанность. И в политическом плане обращать ее на пользу Ирана. Тут есть о чем задуматься и взять паузу для принятия решения, которое вполне может стать для Исламской Республики судьбоносным.
А пока Али Хаменеи думает, мир лихорадочно гадает о том выборе, который он сделает. Поскольку и вариант «ястребов», и вариант «голубей» продолжают оставаться на столе. А потому – возможно всякое.