Депутат Крейденко в интервью haqqin.az не только о выборах в Азербайджане: «Азербайджанцы – герои»
Одним из наблюдателей на прошедших в Азербайджане парламентских выборах был Владимир Крейденко - заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры, а также сопредседатель межпарламентской группы дружбы «Украина-Азербайджан».
Воспользовавшись случаем, корреспондент haqqin.az побеседовал с Владимиром Крейденко о состоянии азербайджано-российских экономических отношений, а также о ситуации в самой Украине.
- Как, на Ваш взгляд, прошли парламентские выборы в Азербайджане?
- Я посетил в Баку десять избирательных участков. На всех были созданы условия, отвечающие международным требованиям к выборам, - изолированные кабины для тайного голосования, наблюдатели, списки избирателей и пр. Во всех участках, которые я посетил, никаких жалоб на нарушения не было.
- Как война повлияла на торгово-экономические связи между нашими странами?
- Президенты Азербайджана и Украины обозначили стратегический характер отношений наших стран в двусторонних сферах. К сожалению, из-за продолжающейся больше двух лет полномасштабной войны азербайджано-украинский товарооборот значительно снизился. По понятным причинам экономические взаимоотношения сократились примерно на двадцать пять, если не больше процентов. Причины - удорожание логистики, потеря связей и другие факторы. К примеру, в Донецкой и Харьковской областях что-то производили и экспортировали в Азербайджан, а сейчас там идут ожесточенные бои. В то же время Азербайджан экспортировал какую-то продукцию в Украину, где ее реализовывали потребителям. Но сейчас в ряде экономических сегментов моей страны оборот продукции между нашими государствами либо в разы сокращен, либо прекратился вообще. Довезти товар из Азербайджана в Украину и обратно из Украины в Азербайджан стало очень дорого. Стоимость доставки грузов выросла в несколько раз, и это приводит к слишком высокой цене на товары. Понятно, что наши профильные министерства и транспортники ищут варианты, чтобы снизить стоимость логистики, ведут поиски и расчеты возможностей более тесного экономического сотрудничества в разных сферах. Украина, как известно, имеет колоссальный экономический потенциал, а потому глубоко заинтересована в возобновлении торговых отношений на довоенном уровне.
- Что происходит с важнейшими для наших стран поставками украинского зерна и азербайджанской нефти?
- Думаю, проблем с поставками зерна в Азербайджан, как и в другие страны мира, не будет. Как известно, Путин заявил о выходе из зернового соглашения и обещал, что не даст функционировать зерновому коридору. Тем не менее Украина продолжает поставлять зерно на мировой рынок, спасая от голода большую часть Африки, а также ряд других стран, в которых не хватает еды. Мы эту гуманитарную миссию остановить не можем. Так что, несмотря на угрозы, даже под ударами российских ракет зерновой коридор продолжает функционировать.
Кроме пшеницы Украина поставляет в Азербайджан также растительные масла и другие пищевые продукты. Есть много сфер, в которых наши страны прекрасно сотрудничают, существуют совместные предприятия, производящие разного рода товары. Несмотря на то что нынешние времена для торгово-экономических связей достаточно трудные, Киев ищет возможности, чтобы помочь бизнесменам удержать хотя бы на нынешнем уровне экономические отношения. Это очень сложное дело, поскольку идет война, сильно пострадали логистические маршруты, оборвались бизнес-связи… Для Украины очень важны стабильные поставки азербайджанской нефти, которую Киев продолжает покупать. В обороноспособности Украины азербайджанская нефть играет стратегическую роль. Бензин и дизель постоянно нужны ВСУ и населению. В этой связи хочется отметить важную работу SOCAR. На АЗС вашей госкомпании заправляются многие граждане Украины. Сотрудничество в энергетической сфере для Киева играет особо важное значение, так как у нас есть хранилища для топлива, возможности транзита энергоносителей и пр.
- Как мы знаем, Вы встречаетесь с нашими соотечественниками в Украине. Какие у них проблемы, связанные с войной?
- Азербайджанская диаспора с самого начала войны участвует в отражении российской агрессии. Ребята из азербайджанской общины воюют в рядах ВСУ, они настоящие герои. И мы гордимся тем, что этнические азербайджанцы с украинским гражданством встали на защиту нашей Родины и сражаются с российскими агрессорами, уничтожающими гражданскую инфраструктуру - детские больницы, школы, магазины… Я постоянно встречаюсь с представителями азербайджанской диаспоры, мы часто обсуждаем, какая помощь им нужна. Как правило, ваши соотечественники говорят, что им всего хватает.
- Многие эксперты призывают украинское правительство перевести экономику на военные рельсы. То есть не ждать готового западного оружия, а производить его у себя…
- Нам удалось перевести на военные рельсы около 60 процентов национальной экономики. По объективным и субъективным причинам много чего осуществить пока не удается. Но украинская оборонная промышленность функционирует с первого дня войны. Я не могу раскрывать секреты, где, сколько и так далее. Но нужно понимать, что оружие производится, причем отечественными предприятиями и по современным стандартам. Украинские ученые, военные инженеры активно работают над созданием самых современных систем вооружений. Сейчас важно строить защищенные, хорошо укрепленные подземные заводы, где будет налажено массовое производство оружия. В Украине есть профессионалы, которые прекрасно разбираются в технологиях и современных стандартах оружия. Это касается не только создания нового оружия, но и модернизации старых систем, применение которых помогает снизить потери ВСУ. Сейчас идет процесс строительства заводов в безопасных местах и будет производиться очень много высокотехнологичного оружия.
- Украина вклинилась в Курскую область, распространив зону поражения России на ее территорию. Есть ли у Киева красные линии? То есть по какому российскому городу можно наносить удары, а по какому нет?
- Уже два наших дрона долетели до Москвы и поразили там объекты топливного сектора. Расширение зоны поражения, удары по нефтебазам, складам топлива и другим объектам энергетики на территории России – все это очень важные решения. Мы считаем объекты российской энергетической сферы законными военными целями. В отличие от Москвы, наши военные не бьют для устрашения населения по гражданским объектам. У нас в этом нет никакой необходимости, поскольку Украина придерживается международных конвенций, связанных с ведением войны. Это также касается обращения с военнопленными. В то время как Россия не придерживается никаких международных норм и обстреливает жилые многоэтажки, больницы, школы и т.д., Вооруженные силы Украины отрабатывают по российской инфраструктуре, обеспечивающей вооруженные силы агрессора топливом и оружием. Так что вопросы бить или не бить по объектам в Москве, Питере и других городах у Украины и украинцев не возникают. Так называемые красные линии есть у наших европейских и американских партнеров, хотя нам они совершенно непонятны…
- Почему?
- Да потому, что Россия за более чем два года показала свою неспособность справиться с Украиной, с обещаниями взять Киев за три дня, захватить Донбасс и вместе с другими украинскими регионами присоединить его к России. Ни один из планов Кремля в Украине осуществлен не был. И мы действительно не понимаем, почему европейцы, НАТО, американцы, канадцы, англичане так боятся Россию? Это точно уже не вторая армия мира. Всем вокруг должно быть очевидно, насколько истощена Россия в военном плане. Сегодня ее армия воюет на танках, которые сняли с мемориальных постаментов. На городской площади моего родного Мелитополя, который находится сегодня под оккупацией, один такой танк стоял с начала 50-х годов прошлого века. Так вот россияне сняли его и отправили в бой. То есть возможности российской армии стремительно истощаются. Чем быстрее и больше наши американские и европейские партнеры будут снабжать Украину оружием, тем быстрее будет развенчан миф о могуществе и потенциале российской армии, и тем скорее ВСУ смогут освободить захваченные территории.
- Власти ФРГ решили вдвое сократить помощь Украине. Как это отразится на боеспособности ВСУ?
- Хочу Вас поправить: правительство Германии решило сократить в 2025 году финансовую помощь украинским беженцам и гражданам Украины, проживающим в ФРГ. Однако военная помощь останется на прежнем уровне.
Пророссийские ультраправые партии, разного рода популисты и агенты влияния Кремля в Германии убедили Бундестаг в том, что экономические проблемы Германии связаны с социальными выплатами украинцам в Германии. Некоторые немецкие политики играют на чувствах своих соотечественников, убеждая их, что деньги, выделяемые для Украины, следует использовать для своих граждан. Но это не мнение большинства немцев, а отголоски отдельных политических сил, играющих на чувствах немцев.
- Один из доводов этих сил – помощь Германии используется правительством Украины не по назначению…
- В своей информационной войне Россия не брезгует даже самыми грязными методами. Раньше они распространяли мифы о мальчиках в трусиках, распятых бойцами ВСУ, о голубях или воробьях, которых Украина тренировала для противодействия российским военным… Они тратят колоссальные бюджетные средства на то, чтобы дискредитировать Украину, украинцев в Европе, во всем цивилизованном мире. Где-то у них это получается, но чаще всего нет. На Западе есть проплаченные политики, которые за российские деньги раскручивают тему коррупции в Украине, мол, западная помощь кем-то присваивается... Словом, Украине и всем тем, кто нас поддерживает, нужно быть готовыми к тому, чтобы иметь контраргументы. К сожалению, правда всегда воспринимается тяжелее, чем небылицы.
- Российские политики отмечают, что война закончится тогда, когда у Киева не останется солдат. Будет ли Украина возвращать своих молодых сограждан, выехавших за границу?
- Технологии и современные средства, которыми располагают наши партнеры в НАТО, дальнобойные ракеты, самолеты F-16, которые нам так необходимы, играют важную роль в защите и сохранении жизни наших военных. Никто сейчас не воюет за счет жизни солдат, как это делает Россия со своими бесконечными «мясными» штурмами. Мы видим, что продвинутыми дронами можно заменить чуть ли не полк. Если правильно ими работать, использовать современные технологии, знать куда и как бить, а также иметь качественные разведданные, не будет никакого обмена жизнями солдат. Нам важна жизнь каждого солдата, мы стараемся максимально беречь личный состав. И это самая высшая ценность для наших матерей и нашего народа. Если в Украине погибает солдат, то он герой и большая утрата для страны. Так что в России зря надеются, что мы будем воевать числом, а не умением.