Совместный план Трампа и Эрдогана: турецкие войска войдут в Украину?
Вслед за сообщениями о том, что США и другие западные страны разрешили украинской армии атаковать объекты на российской территории, расположенные до 300 километров (для сравнения: это расстояние от Баку до границы с Арменией в Губадлинском районе), армия Украины уничтожила ракетами ATACMS склад оружия неподалеку от российского приграничного района Брянск, примерно в 110 километрах от границы с Украиной. В Министерстве обороны России заявили, что регион был атакован с использованием шести американских ракет ATACMS, пять из которых были сбиты, а одна повреждена.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров пообещал дать «адекватный» ответ. А крупнейшие европейские страны тем временем выразили готовность взять на себя оказание Киеву военно-технической помощи, если США сократят поддержку ВСУ. Об этом заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский после встречи в Варшаве со своими - французским, немецким, итальянским, испанским и британским - коллегами.
О новой ситуации на украинском фронте на 1001-й день войны haqqin.az побеседовал с доктором наук Александром Фридманом, белорусским политологом, преподавателем истории стран Восточной Европы в университетах Саарбрюккена и Дюссельдорфа.
- Похоже, после того как товарищ Ким отправил в Россию северокорейских солдат, западные союзники принципиально изменили свой подход к поддержке Украины?
- Судя по всему, британцы и французы были готовы разрешить Киеву атаковать территорию России еще раньше, но медлили – ждали официальной «отмашки» от США. В частности, французы еще месяц назад заявляли, что могут в любой момент пересмотреть этот вопрос. Думаю, что на самом деле разрешение бить дальнобойными ракетами по военным объектам на признанной территории России дали все три страны - США, Великобритания и Франция. Но считаю, что все-таки территория для ударов была ограничена Курской областью. Не говоря уже о том, что Вашингтон, Париж и Лондон имеют право вето на каждый ракетный удар украинцев. То есть полной оперативной свободы у ВСУ не будет.
- А что Германия?
- Здесь отсутствует консенсус по поводу поставок Киеву дальнобойных ракет. Дискуссия на эту тему ведется давно, однако канцлер Шольц против того, чтобы поставлять украинцам дальнобойные ракеты Taurus. Очевидно, пока он будет занимать пост канцлера, поставок ракет ВСУ не будет. Еще одна причина отказа заключается в том, что ФРГ в отличие от Франции, Великобритании и США, не является ядерной державой, и она гораздо более уязвима в случае российских атак.
В то же время Германия поставляет Киеву системы противоракетной обороны и другие виды оружия, которыми не оснащен Бундесвер. В частности, немцы решили предоставить ВСУ дроны-камикадзе. Видимо, хотят посмотреть, как проявит себя это оружие в реальном бою. Если позитивно, то Бундесвер их приобретет. Правда, пока непонятно, где именно украинская армия будет применять эти БПЛА. Дело в том, что канцлер Шольц прямо заявил на саммите в Рио-де-Жанейро, что Германия не даст ВСУ разрешение на использование своего вооружения для ударов по территории России. Следовательно, вопрос о том, могут ли ВСУ применять дроны-камикадзе в Курской области, остается открытым. Но в целом, общее изменение стратегии Запада в отношении помощи Украине, конечно же, произошло.
- Что за этим стоит?
- По всей вероятности, Запад стремится усилить позиции Киева до возвращения Трампа в Белый дом и до вероятного начала переговоров Украины с Россией. У украинцев сейчас очень тяжелое положение на фронте, так что разрешение на удары по российской территории и новая западная помощь оружием должны создать такую ситуацию, при которой к январю 2025 года Украина будет находиться в более или менее выгодном состоянии для переговоров с Москвой.
- Как далеко могут пойти ВСУ в применении против России оружия НАТО? Могут ли, на Ваш взгляд, произойти какие-либо кардинальные перемены в пользу ВСУ еще до инаугурации Трампа?
- Не думаю, что до конца года украинцы смогут совершить глубокий перелом в боевых действиях - у них для этого слишком мало военной техники. Главная перемена в политике Запада связана со стремлением сорвать российское наступление в Курской области. Чтобы в случае переговоров у Украины оставались под контролем российские территории, которые можно было бы обменять на территории, захваченные Россией. Если же россиянам удастся выбить подразделения ВСУ из Курской области, Киев лишится очень важного козыря на переговорах. Все сходится к тому, что разрешение бить по российской территории дальнобойными ракетами было дано, чтобы украинцы смогли отразить наступление частей РФ и контингента КНДР в Курской области.
- Путин подписал указ о расширении возможностей применения ядерного оружия, и это выглядит как прямая реакция на последнее решение коллективного Запада. Что еще может сделать Москва, чтобы наказать союзников Украины? Ведь до сих пор в Кремле были искренне убеждены, что только Россия может бомбить, скажем, Сирию или Украину…
- Москва сама загнала себя в ситуацию, при котором не может не ответить Западу. Вчера российские ура-патриоты, вроде философа Александра Дугина, активно рассуждали на тему, как теперь они по-новому и беспрецедентно сильно ударят по Украине. Мне трудно представить ядерный удар по Украине - полагаю, Путин вряд ли решится на такой шаг. Хотя бы потому, что он воспринимает Украину как российскую территорию. И было бы в высшей степени абсурдно подвергать ядерным ударам территорию, на которой собираешься господствовать. В то же время кремлевские пропагандисты так неистово угрожали и продолжают угрожать США и Европе, что российская общественность, естественно, с нетерпением ждет каких-то неслыханных акций против западных стран. Думаю, это могут быть диверсии, демонстративное нарушение границ стран НАТО и тому подобное. Западные спецслужбы располагают обширным информационным материалом относительно планов российской эскалации. К примеру, они готовы не только к любым провокациям на границах НАТО, но даже к захвату какого-то населенного пункта на территории одной из стран альянса. В эти же сценарии входят массированная бомбардировка территории Украины, передача Северной Корее какого-нибудь современного вида оружия, удар силами КНДР по американским военным объектам в Южной Корее, обстрел американских объектов на Ближнем Востоке со стороны йеменских хуситов… В то же время не думаю, что Москва слишком уж далеко пойдет с «адекватным ответом». Для Кремля перебарщивать с эскалацией по отношению к Западу – дело опасное.
- А Иран?
- Не думаю, что Тегеран кинется на помощь России – у иранского руководства сейчас совсем другие заботы. Словом, пока эти угрозы со стороны Кремля очень напоминают традиционный блеф Путина. Он считает, что Запад можно напугать, а потому постоянно поднимает ставки в надежде, что союзники Украины прогнутся. Ведь Запад в представлении российского лидера – это слабое и нерешительное звено.
- До конца президентских полномочий Джо Байдена осталось всего два месяца, и руки у него, по существу, развязаны. Как Вы думаете, какое еще особо интересное решение по Украине может принять действующий президент США?
- Дело в том, что до сих пор вся стратегия администрации Байдена заключалась в жестком контроле за ходом российско-украинской войны. Байден помогал Украине, но при этом старался не пересекать красные линии и не доводить дело до открытого конфликта с Москвой. В то же время, как ни крути, но своим разрешением атаковать американскими ракетами ATACMS территорию России Байден это сделал. И теперь возникает вопрос: каким будет российский ответ? Если слабым и неубедительным, то, возможно, Запад пойдет дальше, ведь радиус действия ракет в его арсеналах не ограничивается 300 километрами. Если же ответ Путина будет жестким и он совершит беспрецедентный выпад в отношении Украины или Запада, то последуют поставки Киеву еще более мощного оружия. Словом, Путин оказался в ситуации, когда правила игры будет диктовать не он, а ему.
- На Ваш взгляд, когда и, главное, на каких условиях может закончиться война в Украине?
- Все планы прекращения войны - и предлагаемые Россией, и озвучиваемые Дональдом Трампом, и президентом Эрдоганом - выглядят следующим образом: Россия оставляет за собой контроль над теми территориями, которые она захватила, но теряет остальную Украину, поскольку на ее территорию будут введены иностранные военные, присутствие которых станет для войск Российской Федерации и Украины разграничительной полосой.
Как я понимаю, план Эрдогана, хоть он это и не озвучивает, предполагает ввод в Украину турецких войск. Конечно, для Путина такой вариант более приемлем, нежели присутствие на территории не завоеванной им Украины британских или французских войск. С другой стороны, Турция - это страна НАТО, и не думаю, что Путин будет готов смириться с таким положением вещей. Так что план Эрдогана, скорее всего, будет отвергнут. В свою очередь, более или менее компромиссный вариант может предложить Дональд Трамп. Хотя шансов на то, что Россия его примет, тоже немного…
- А сама Украина готова к переговорам с Москвой?
- В принципе, да. Там ведь понимают: если Россия не примет условия Трампа или Эрдогана, то ее начнут принуждать. А Трамп это умеет делать очень жестко. И одним из рычагов этого принуждения могут стать поставки Украине такого американского оружия, на которое Киев и не рассчитывал.
- Вы имеете в виду крылатые ракеты «томагавк»?
- Вполне возможно. Параллельно усилится экономическое давление на РФ. Безусловно, Трамп, объявивший одной из главных своих целей прекращение войны в Украине, не заинтересован в том, чтобы поставлять ВСУ много высокоточного оружия. Но ситуация может сложиться так, что у него не останется другого выхода. По плану Трампа, из четырех украинских областей, которые Путин считает своими, Россия получит только две - Донецкую и Луганскую. А из Херсонской и Запорожской областей российские войска должны быть выведены, и на этом война заканчивается. Но это никак не может устроить Путина, который конституционно объявил российскими четыре региона Украины, хотя в Запорожской области русскими не захвачен ни один крупный город, а из Херсонской области войска России отступили. И в случае, если Москва откажется от двух этих областей, то получается, что Путин отдает Украине… российские земли. Поэтому единственным приемлемым вариантом для Путина остается полный уход Украины из Запорожской и Херсонской областей, а также полная передача России Луганской и Донецкой областей. На что не пойдет Запад. Ибо одно дело, когда ты завоевал территории, и совсем другое - когда требуешь то, что не контролируешь. Трамп еще может понять и даже принять требование России о том, чтобы Украина не вступала в НАТО. Но он никогда не поймет такие требования Путина, как придание русскому языку в Украине статуса второго государственного языка, не говоря уже о «денацификации», которая на самом деле является реальной «деукраинизацией» Украины. С точки зрения американцев, это совершеннейший абсурд.
- Но скажите, зачем Путину принимать какие-то мирные планы, когда его армия наступает на всех участках фронта?
- Если Путин будет настаивать на этих требованиях и не пойдет на условия Запада, Трамп и его окружение будут вынуждены перейти к плану Б и принудить России к компромиссу посредством максимального ужесточения санкций. К примеру, Трамп может тотально обвалить мировой нефтяной рынок и нанести тем самым России мощный экономический удар. Еще один рычаг принуждения – это резкое увеличение поставок оружия для ВСУ. И в этом плане разрешение Байдена бить по российской территории может сыграть Трампу на руку. То есть он всегда может сказать Путину, что готов отменить решение Байдена или, наоборот, оставить его в силе и начать поставлять Киеву на порядок больше высокоточных дальнобойных ракет.
Хочу напомнить, что при Обаме администрация демократов много говорила о военной помощи Украине, но практически ничего не сделала. То есть при Бараке Обаме реальную военную помощь Киев не получил. А вот администрация Трампа начала поставлять Украине летальное оружие. Так что никто не знает, как поведет себя Дональд Трамп, если его план будет отвергнут. Думаю, Эрдоган согласовал с Трампом свой план, поскольку предложение президента Турции созвучно тому, что предлагает Дональд Трамп, который, кстати, не станет возражать, если в итоге в Украину войдут именно турецкие войска. И хотя в Киеве наверняка хотели бы видеть на линии разграничения американцев, поляков или британцев, турецкая армия, как важная часть НАТО, их вполне устроила бы.
Что же касается России, то для нее, как я уже говорил, абсолютно неприемлемо любое присутствие иностранных войск на территории Украины. Ибо, кто бы там ни находился, это будет означать, что НАТО контролирует не только западные, но и часть южных границ Российской Федерации. Логика Путина понятна: сегодня это турки, а завтра их место займут союзники по альянсу, американцы или британцы. Да и политика Турции может измениться, хотя и сейчас российско-турецкие отношения далеко не безоблачны.
- То есть в случае, если Россия примет план Эрдогана или Трампа, то в соответствии с буквой Конституции Российская Федерация станет государством с нарушенной территориальной целостностью?
- Верно. Россия предстанет перед мировым сообществом в качестве государства, уступившего часть своих суверенных территорий, что для президента Путина будет означать поражение. По большому счету, если мы будем отталкиваться от деклараций и задач, которые Путин ставил в этой войне, то речь шла об однозначном возвращении Украины в орбиту российских интересов. Думаю, первостепенную важность для Путина играли не столько даже территория Украины, сколько политический контроль над этой страной. Но что в итоге он получит, если примет мирные предложения Запада или Турции? Аннексированные регионы, которые никто не признает? Линию разграничения, которую ни одна страна Запада никогда не будет считать государственной границей между Украиной и Россией? Отсутствие полного контроля над Херсонской и Запорожской областями, которое будет воспринято рядовыми россиянами как нарушение их Конституции? После чего может возникнуть закономерный вопрос: почему великая ядерная держава может позволить, чтобы часть ее территорий, которые она считает своей, была оккупирована?
Что же касается паузы на вступление Украины в НАТО, то в альянсе по этому вопросу консенсуса как не было, так и нет. В любом случае если в Украину по плану Трампа или Эрдогана войдут войска НАТО, Киев начнет получать западное вооружение в больших объемах и приступит к переоснащению своей армии. Это, конечно, не лучший исход войны, но вариант относительно приемлемый. Даже если будет принят мораторий на подачу Киевом заявки в НАТО на срок от десяти до двадцати лет, это ничуть не помешает странам НАТО оказывать Украине интенсивную военную помощь. Трамп и Эрдоган настаивают на том, чтобы у Украины была возможность эффективно защищаться, следовательно, Киев будет получать современное оружие. Вопрос лишь в том, кто его будет поставлять – американцы, французы или турки.