Жизнь богата случайностями. Но иногда они так совпадают, что трудно поверить в эту саму случайность – даже при желании такого добиться невозможно. Но именно такое приключилось в эти дни с Международным банком Азербайджана (МБА). И радость, и зло сочетаются в поступивших информациях. Ну, каково, скажем, слышать одновременно и о завершившемся судебном следствии над бывшим главой МБА Джахангиром Гаджиевым, доведшим банк до ручки, и о призыве министра финансов о необходимости оздоровления банка, и заинтересованности иностранных финансовых институтов в сотрудничестве с Межбанком.

О том, что Бакинский суд по тяжким преступлениям завершил судебное следствие по делу Дж.Гаджиева, более известного среди жульнического сообщества как Джаник, много писалось в СМИ, и читатель об этом хорошо проинформирован. Не сумев добиться удовлетворения своих требований по более масштабным проблемам, Джаник на сей раз ударился уже в «мелочи». Так, он пожелал учесть в деле о кредитах изменения, произошедшие после девальвации маната. А за выданные кредиты, мол, должны отвечать лица, оформившие их.
Так как выдача кредитов оформляется не приказом, а решением правления банка – будто и не слышал показания руководителей структур МБА, которые открыто признавались, что в противном случае их ждало немедленное увольнение. И это в лучшем случае. Не удались и его попытки выгородить свою супругу и ее дочь. А в качестве последнего довода попросил вызвать в суд в качестве свидетелей Дуньямина Халилова и других банкиров, которые сами еле отвертелись от ответственности.
Кстати, неудовлетворенными остались и призывы Джаника допросить министра финансов Самира Шарифова, который в это самое время делился своими мнениями насчет оздоровления Межбанка. По его словам, конечной целью оздоровления является уменьшение активов и обязательств банка, следующим же шагом должна стать его приватизация. Но оздоровление банка - сложный процесс, говорить о его завершении пока рано.

Дело в том, что из-за неправильной деятельности бывшего руководства у банка накопилось большое количество внешней задолженности. Таким образом, обязательства банка формируются в иностранной валюте, а активы (проблемные активы банка перешли к ЗАО Aqrarkredit, взамен выпущены под госгарантию облигации) выкупаются в манатах. Но как вывести на рынок такой объем национальной валюты - в конце 2015 года МБА передал Aqrarkredit плохих активов на 2,5 млрд. манатов, а в 2016 году – перевел оставшиеся 4,6 млрд. манатов. Это, конечно, может привести к обесцениванию маната. Вот почему процесс оздоровления увязывается с текущей макроэкономической ситуацией.
Да, главной целью правительства является подготовка банка к приватизации. С этой целью, по данным МВФ, Госнефтефонд разместил в МБА депозит на 2 млрд. долларов, около половины этой суммы была использована для обслуживания самых дорогих зарубежных обязательств МБА. В то же время у банка все еще остаются внешние обязательства на 3 млрд. долларов. Правда, МБА ожидает, что правительство внесет дополнительно 500 млн. манатов на его рекапитализацию. Пока же Центробанк предоставил МБА субординированный долг на 1 млрд. манатов, а для обеспечения его постоянным доходом ЦБА привлек у банка депозит на 3 млрд. манатов под 5% годовых.
Как видно, государством проводится большая работа по оздоровлению Межбанка, который до такого состояния довел именно Джаник со своими кредитными олигархами. И как прогнозирует МВФ, Минфин, выступающий от имени правительства акционером МБА, до конца этого года доведет свою долю в его капитале до 95%, хотя на конец 2014 года этот показатель составлял всего 51%. Отсюда нетрудно понять, кто несет основную нагрузку, оставленную банку Джаником.
Кроме того, после оздоровления активы и обязательства банка будут основательно сокращены, и он с уже здоровыми активами будет готов к приватизации, но в сокращенном виде. И после такого «вклада» в банковское дело Джаник смеет качать права?

Да, Межбанк выздоровеет, но станет «меньше». Остается только поблагодарить Джаника за то, что он не полностью разграбил банк, и он еще на что-то годится. Кстати, об этом свидетельствует и тот высокий интерес, который проявили к МБА иностранные финансовые институты на международной выставке-конференции SIBOS-2016, которая прошла в Женеве.
В ходе этой выставки делегация МБА провела деловые встречи с представителями более 60 банковско-финансовых структур, в ходе которых обсуждались и вопросы по реализации акта, синдицированного Межбанком. Более 20 зарубежных финансовых институтов подтвердили намерение присоединиться к этому соглашению, 4 банка присоединились к соглашению прямо на выставке. Привлеченные средства будут направлены на рефинансирование текущих обязательств МБА. А ведь это лишь первое участие банка на SIBOS. Все это - показатель высокого доверия со стороны иностранных инвесторов к Азербайджану, и в том числе к МБА. Интерес, проявленный к МБА, говорит о высокой заинтересованности к сотрудничеству и доверии к банку со стороны международных финансовых институтов. Достигнутые первичные соглашения дадут толчок расширению сотрудничества между банком и иностранными финансовыми структурами.
Итак, Межбанк восстанавливает свой былой рейтинг, который Джаник со своей финансово-олигархической бандой чуть было не погубил полностью.
Но ему это не удалось. Джанику вскоре предстоит долгий «отдых» на тюремных нарах. А уменьшенному «благодаря его стараниям» Межбанку предстоит еще восстанавливаться. Правда, до былых размеров ему дорасти удастся еще не скоро, но первые шаги на этом пути уже сделаны. А вот Джанику до былой роскоши, в которой он и его семья утопали, уже никогда не удастся дотянуться.